cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
13/06/2017

Зигмунд Фрейд – придурок (надпись на стене современного ученого)


Зигмунд Фрейд – придурок (надпись на стене современного ученого)
Современные науки о человеке в большинстве своем, в стремлении максимально исследовать человеческое существо зашли довольно далеко, настолько далеко, что теряют все ориентиры, путают все берега. И самым главным потерянным ориентиром является, конечно, этический маяк. Не так давно, вроде бы уважаемый петербургский ученый в области биологии и лингвистики выдает следующую фразу: «Мы не только биологические существа. С этим никто, кроме Фрейда, этого придурка, спорить не будет». 

 Оставим за скобками культурный уровень этого деятеля, который позволяет выражать свои мысли о человеке таким образом. Здесь стоит разобраться с самим высказыванием, разложить его по буквам. Начать стоит, конечно, с того, что З. Фрейд здесь назван «придурком». Можно долго махать кулаками и задыхаться пеной у рта, отстаивая величие венского профессора, однако я этого делать не буду, а наоборот, полностью соглашусь с автором. Да, скажу я Вам, уважаемый читатель, скажу, как человек, посвятивший себя учению, что вышло из под пера австрийского ученого, Зигмунд Фрейд – придурок, причем полный, придурок по собственному желанию. 

Любой, у кого была положительная оценка по русскому языку в школе, прекрасно знает, что приставка «при» в нашем языке имеет значение пространственной близости. (Странно, кстати, что этого не знает филолог, о чьей цитате идет речь).Вывод не сложный здесь, придурок - это человек, что находится при дураке. Люди зачастую приходят в кабинет психоаналитика потому, что чувствуют себя одураченными, чувствуют, что ведутся на чью-то игру и остаются в ней в дураках. Открытие Фрейда - бессознательное, это поле, где игра затевается, поле, организованное Большим Другим, а сама партия основана исключительно на блефе. Фрейд это тот, кто впервые сел рядом с дураком и сам им отчасти стал для того, чтобы, минуя долгий путь постоянных пересдач наконец-таки расшифровать блеф, и указать несчастному дураку на него, оставив его перед поистине гамлетовским вопросом: «вестись или не вестись?».

Пришел к этому, основатель психоанализа через тернистый путь собственных проб и ошибок, главной из которых был недавно, опубликованный на русском языке труд «Набросок научной психологии», итогом, которого стал полный отказ от биологического понимания психики. Конечно, Фрейд не отрицал, что мозг является тем, благодаря чему человек вообще может функционировать, что мозг является буфером между человеком и реальностью, в общем от всех тех тезисов, которые сейчас сызнова раздаются со всех сторон. Однако Фрейд справедливо указывает на все те моменты, где этот хваленый мозг вдруг начинает резко давать сбои, а именно в сновидениях, оговорках, описках, феноменах остроумия, любовной жизни, и тем самым оказываясь отчужденным от собственного владельца, оставляя счастливого обладателя этого сверхценного органа в полном недоУМении.

Классик психоанализа, со всей ясностью показывает, что между мозгом и реальностью, стоит прослойка из символов, которые в область биологического оказываются впечатаны, и тем самым, формируя эту реальность для каждого, каким-то абсолютно уникальным образом, формируя в соответствии со специфичными законами, складывающимися между телесностью и представлением, организуя тем самым истинную биологию, то есть, иными словами какую-то особую биологическую логику существования отдельного субъекта. 

В этом шаге проявляется настоящее христианское chresteomai или милосердие Фрейда, т.е. той формы любви, которая принимает другого несмотря ни на что, и чего явно не хватает ученому высказыванию Людмилы Черниговской. Это милосердие является этическим измерением психоанализа, которое ни в одной псипрактике больше не встречается. Именно актом милосердие стало возвещение Фрейда о том, что ключ к собственной мудрости и собственному разуму находится с самим субъектом, прямо перед его глазами. Находится в этих самых пресловутых играх на дурака, в том блефе, на который человек ведется снова и снова. А основой этого блефа является сам язык, многозначности и экивоки коего, постоянно оставляют мозг, этот кладезь научных изысканий, не у дел. Иными словами, разум прячется там, где человек является дураком во всем подобающем обличии. Порой, чтобы это понять, даже самому продвинутому ученому стоит решиться побыть в компании придурка, однако для такого шага, требуется изрядная доля мужества.

Психоаналитик Артем Баранов

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий