cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
17/04/2013

Тюркаре


Тюркаре

Анри-Рене Лесаж, успевший попрактиковаться в качестве юриста, отлично знал и как работает система откатов, и налоговая система, и откуда в этой жизни берутся банкиры и откупщики. Однако унылая юриспруденция не слишком прельщала будущего автора «Жиль Бласа» и, в конце концов, он взялся зарабатывать на жизнь сочинительством. Не гнушался ни переводами, ни разного рода литературной поденщиной. В историю же ­театра вошел, прежде всего, ехидно–насмешливым «Тюркаре». За два года до него родилась комедия «Криспен», где слуга–пройдоха, еще только мечтал стать откупщиком и для этого ловко морочил голову своему хозяину. А затем драматург сочинил главную пьесу своей жизни, которую позднее нередко сравнивали с «Тартюфом» Мольера. Настолько язвительной и снайперски точной была сатира. К тому же в пьесе нет ни одного положительного персонажа. Разве что, Марину, ­первую горничную своенравной баронессы, можно так обозначить. В кратком пересказе комедия выглядит так: бывший лакей Тюркаре, став откупщиком, нынче жаждет сделаться владыкою морским — то есть получить титул. Для чего всячески обхаживает прехорошенькую баронессу в разводе. Мадам ухаживания принимает, а вместе с ними — векселя на предъявителя, драгоценности и прочие, годные в хозяйстве, вещи. Разумеется, у немолодого дельца имеется молодой соперник, а у соперника — пронырливый слуга Фронтен. Он–то и получает главный приз в многоходовой интриге после того как Тюркаре повержен. Лесаж не жалеет красок и рисует своего героя жестоким, беспощадным к мольбам и просьбам кого бы то ни было, корыстным и довольно злобным.

Не то в версии Игоря Коняева. Главную роль он отдал замечательному актеру Владимиру Богданову, который последние несколько лет выступал всё больше во второстепенных партиях. И основное достижение нового спектакля Комиссаржевки состоит, пожалуй, в том, что знак «минус» здесь меняется на знак «плюс». Обаяние, живость и артистизм актера Богданова, очевидно, перетягивают публику на сторону его героя. На что вряд ли рассчитывал драматург. Большинство же выходящих на сцену в этой постановке вызывает разной степени раздражение своей одномерностью. Евгения Игумнова в роли взбалмошной аристократки все время разговаривает с интонациями избалованной 16–летней девицы, местами кажется пародирует Ренату Литвинову, но выходит дурно. А под конец однообразие еще и утомляет. Шевалье и светского щеголя (Александр Анисимов) сделали похотливым самцом: всем присутствующим на сцене дамам выдает недвусмысленные намеки, а в сцене с горничной Лизеттой (Варвара Репецкая) совершает ясно выраженные телодвижения. Девица Лизетта, тоже не промах, и готова задирать юбки хоть спереди, хоть сзади — как того пожелает «клиент». У томного маркиза и светского щеголя (Евгений Иванов) как-то сразу начинаешь подозревать склонность к его же полу. Актер Иванов умудряется вывернуться и уйти от пошлости и карикатурности. Хотя до ­чего­-­то внятного и действительно смешного тоже не добирается. Владимир Крылов в роли Фронтена больше напоминает недавно ­вступившего в жизнь мошенника, чем опытного бойца жульнического фронта. Придумав такие рисунки ролей, постановщик, вероятно, намекает — действие–то, мол, во времена либертинов. Когда аристократы сплошь были развратники да распутники, а слуги их — ­прощелыги да плуты. Правда в том может и есть, но лишь малая часть. Отчаянно безнадежную ситуацию, помимо Владимира Богданова (Ольга Арикова в роли Марины проводит на сцене слишком мало времени), спасает Елена Симонова в роли мадам Тюркаре. Актриса отлично справляется с ролью спесивой, недалекой, но при всём этом удивительно самоуверенной провинциальной модницы.

Вся эта история разыгрывается исключительно на авансцене. Чтобы добраться до нее, герои проходят сквозь роскошные барочные рамы (художник–постановщик Александр Запорожский). Еще художник повесил над головами героев плоские и как бы роскошные люстры. Но, увы, антуража и стараний пары актеров недостаточно, чтобы спасти спектакль от плоскости и пошлости режиссерского замысла.

Режиссер: Игорь Коняев
В ролях: Владимир Богданов, Елена Симонова, Ольга Арикова, Владимир Крылов, Евгения Игумнова, Александр Анисимов, Евгений Иванов

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий