cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
09/02/2016

Трамбо / Trumbo



Режиссер: Джей Роуч
В ролях: Брайан Крэнстон, Майкл Сталбарг, Джон Гец, Дайана Лейн, Лора Флэннери,
Хелен Миррен, Дэвид Джеймс Эллиотт, Мэдисон Вулф, Джеймс ДюМон, Алан Тудик

   1947 год. В Соединенных Штатах Америки вовсю гоняются за коммунистами и сочувствующими, а население пугают антикоммунистическими агитками. Сценариста Далтона Трамбо (Брайан Крэнстон) сотоварищи вызывают на слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Конгресса США. Отказ назвать фамилии коллег и друзей, членствующих в Компартии, означает «волчий билет» в Голливуде с отказом в работе. Тем более, что и руководители студий успевают подсуетиться, составив список, вошедший в историю как «Hollywood 10». Трамбо, которому нужно кормить семью из четырех голов, придумывает безупречный в своей простоте ход: он продолжит писать сценарии, но под псевдонимами. Премии «Оскар» за «Римские каникулы» и «Храбреца» выйдут получать подставные лица.

   История жизни одного из лучших сценаристов американского кино Далтона Трамбо, в особенности ее послевоенные события, давно уже просилась на широкий экран.  В 2007 году Питер Эскин снял документальный фильм об авторе «Спартака» и «Джонни взял ружье», в котором использовалась и документальная хроника, и свидетельства тех, кто был лично знаком с героем картины, и размышления нынешних звезд о прошлом. Сюжет об одиночке, который сражается с государственной машиной и в итоге выигрывает невидимую войну, в американском кинематографе любят, пожалуй, как ни в каком другом. Здесь же, что называется, жизнь сама сочинила такой причудливый рассказ, что сценаристам оставалось его только взять и бережно обработать. Однако Джон МакНамара и Брюс Кук явно переусердствовали в своих устремлениях и сгладили все острые углы и гипотетически раздражающие моменты. В завязке ироничный и остроумный Трамбо в качестве оппонента получает недалекого громилу (судя по фильму) Джона Уэйна, такого же прямолинейного как его герои вестернов. Парировав незатейливые нападки голливудской звезды, без пяти минут заключенный отправляется домой, чтобы разъяснить старшей дочке кто же такие коммунисты на самом деле и почему делиться бутербродами с голодными соплеменниками правильнее, чем не делиться. Далее один за другим быстренько пролистываются эпизоды семейного праздника на лужайке, арест, попытка Эдварда Джи Робинсона (Майкл Стулбарг) финансово поддержать друзей, и тюрьма. На последнем режиссер Роуч задерживается подольше, потому что здесь следует непременно показать мужество и стойкость героя, а также некоторое торжество справедливости: одного из гонителей Трамбо отправляют за решетку, поймав на неуплате налогов.

   Более или менее оживляется повествование лишь тогда, когда на экране появляется многочисленное семейство Трамбо, или возникают картинки голливудского заэкранья с участием героев второго плана. Хелен Миррен в роли пронырливой светской обозревательницы и бывшей актрисы Хедды Хоппер, Джон Гудман в роли бесцеремонного продюсера B-movies Фрэнка Кинга, Роджер Барт в короткой роли  продюсера Бадди Росса и другие исполнители небольших ролей, создают необходимый, но недостаточный для понимания событий того времени фон. Картина распадается на серию отдельных актерских выходов. Вот Хоппер заявляется к Луи Майеру, основателю голливудской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM), и в считанные мгновения приводит этого человека в состояние полного смятения. Однако из их краткой встречи так и остается неясным – отчего же воротилы кинобизнеса так боялись эту женщину. Впрочем, на разъяснения авторы вообще стараются не отвлекаться. А предпочитают показать как же рождались выдающиеся киносценарии. Весь процесс укладывается в несколько нехитрых действий: пара ударов по клавиатуре пишмашинки, передача готового текста где-то на задворках киностудий, гонорар в конверте, после чего герои, в высшей степени удовлетворенные, усаживаются смотреть телетрансляцию церемонии Американской киноакадемии.

   Джей Роуч, чьим высшим достижением была и остается комедийная дилогия о семействах Бернсов и Факеров, вероятно, растерялся, получив такой драматургический материал. А после всю дорогу удивлялся – как так получилось, что этот фильм доверили снимать ему, а не более опытным в жанрах драмы и байопика режиссерам. И больше всего раздражает, что будь Роуч чуть поумнее могла бы выйти картина, достойная номинации не только за «Лучшую мужскую роль». А так, получилась беззубая история о человеке, сумевшем переиграть не только государственную, но и голливудскую машину.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий