cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
Тимофей Кулябин. НАПЕРЕКОР ОЖИДАНИЯМ  ИДТИ НЕ СТРАШНО 06/03/2012

Тимофей Кулябин. НАПЕРЕКОР ОЖИДАНИЯМ ИДТИ НЕ СТРАШНО


Театральный режиссер Тимофей Кулябин рассказал обозревателю PULSE Наталии Эфендиевой о своей первой постановке в театре «Приют Комедианта» и о том, почему ему не страшно идти наперекор ожиданиям публики

— Вы дебютировали спектаклем «На Невском проспекте» в Омском драматическом театре. В том спектакле были соединены три гоголевские повести — «Нос», «Невский проспект» и «Шинель». Для постановки в Петербурге Вы выбрали последнюю из этих сочинений. А почему не две другие?

— Мне кажется, что «Шинель» в большей степени неоднозначное сочинение — из всех повестей она, пожалуй, наиболее поливариантна. Что касается «Носа», «Невского проспекта» или «Портрета», то там суть, смысл, содержание не поддаются множественности трактовок. А в «Шинели» есть какая-то тайна, неоднозначность… Больший объем интеллектуальный и человеческий. Она для меня самая загадочная, поэтому и хочется разобраться с ней.

— В Омском театре Башмачкина играл Александр Гончарук. Здесь Вы пригласили Романа Агеева. Внешне они уж точно отличаются. Роман — брутальный герой боевиков, снимается в сериалах о суровой мужской дружбе. Выбор более чем нетривиальный. Вам кажется, что сейчас Башмачкин может обладать внешностью как у Романа?

— Я вообще не стал бы сравнивать тот и этот спектакли. В Омске «Шинель» была лишь частью постановки. Главная задача состояла в соединении трех повестей в одно целое. Энергия и выдумка уходили больше на то, чтобы связать сюжет и сделать так, чтобы персонажи одной повести стали героями и другой. При этом кардинально ничего не меняя и не руша.

— Очень аккуратно?..

— Да, очень аккуратно. Чтобы выстроилось единое гоголевское пространство. А здесь я беру только одну повесть. И ставлю перед собой совсем другие задачи. Они, конечно, не в пересказывании сюжета и не столько в том как трактовать повесть. Больше в том, чтобы на ее основе создать свои историю и пространство. Так что сравнение не слишком корректно. И, к счастью, я не видел Романа ни в боевиках, ни в сериалах. Просто не смотрю их. Потому абсолютно не осведомлен — каков шлейф его восприятия у зрителя в Петербурге. Я понимал — с самого начала надо эту историю увидеть иначе. Не рассматривая ее как чисто чиновничью, петербургскую, про маленького человека. Вот произносят: «Акакий Акакиевич Башмачкин». И сразу возникает образ человека невысокого роста, лысоватого. Понятно, если идти по этой логике, то из нее потом никогда не выбраться. Я пытаюсь все перевести на иной путь.

— То есть история будет более универсальная, я правильно понимаю?

— Это будет какая-то своя, особая история. От Гоголя останется лишь часть текста, незначительная. Скажем, сюжетная канва и природа конфликта. А все остальное — наше общее сочинение.

— Вы же, наверняка, смотрели киноэкранизации этой повести? И еще мультфильм Юрия Норштейна. И везде невзрачный человечек, маленького роста, худенький. То есть канонический образ уже имеется. Не страшно идти поперек ожиданий публики?

— Я видел эти фильмы, конечно. Идти поперек не страшно. Мне не очень интересно пересказывать школьный сюжет. Его можно прочитать, все его знают. Зачем это делать? Я видел прекрасные спектакли. Например, Фокина. С Мариной Нееловой. Там воссоздан предметный, бытовой мир. Но мне это не слишком интересно. Мне вообще не волнует какого он роста. Лысый или волосатый. Живет в каморке или еще где-то… Я все про это знаю. Интересно про то, чего я не знаю. Посему атрибутику внешнюю я изначально убиваю. Начиная с того, что главный исполнитель два метра ростом, а не метр с небольшим. То есть мы заведомо даем понять — на происходящее будем смотреть с другого ракурса. Не будем углубляться в эту оболочку, копаться там. Это все уже видели. Зайдем сбоку.

— Из краткого описания на сайте «Приюта Комедианта» можно предположить, что история случится в наше время. На это намекает и вторая часть названия спектакля — Dress Code. Действие будет иметь отношение к настоящему?

— В целом — да. Хотя, мне кажется, всегда любопытнее изобрести собственное время. Тут следует в понятиях разобраться. Когда говорят — сов-ременное, это вовсе не значит — все в джинсах, с мобильными. Это не делает спектакль современным. Спектакль современным делает содержание. Мне думается. И не важно — в каких костюмах он сыгран. А переносить историю буквально в современный день мы не будем. У нас не будет лэптопов, компьютеров, iPhone.

— То есть герой не будет оснащен некими девайсами?

— Да, этого не будет. Мы попытаемся читать текст так, будто читаем его именно здесь и сейчас. И попытаемся услышать, понять масштаб проблемы этого человека. Насколько он нам сегодня свойственен. Проблемы покупки шинели, к примеру.

— В спектакле «Смертельный номер» (по пьесе Олега Антонова) герои — клоун и четыре его ипостаси. Здесь использовалась цирковая эстетика. Сложно было соединять драматическую игру с клоунадой, акробатикой? Как драматические актеры справлялись с этой задачей?

— Мне было интересно, да. В любом случае клоун на арене цирка и на сцене — это две разные истории. У них изначально разные функции. В драматическом театре, что бы ты ни заимствовал из других искусств — балета, цирка, еще чего-то, все равно будет драматический театр. Просто перенести клоуна из цирка на сцену нельзя. Таким он не будет нужен. Спектакль репетировался очень долго. Какие-то переносы случались регулярно. И времени было предостаточно для подробной и внятной работы. Я приводил для занятий цирковых артистов. Человек пять профессиональных педагогов работали с актерами. И постепенно они поняли что надо делать.

— А Вы обычно долго репетируете? На «Шинель» ведь не очень много времени отведено. И как легче работается — когда есть шесть месяцев или полтора? Это мобилизует фантазию Вашу? Или, наоборот, начинаются внутренние метания, что, может быть, Вы чего-то не успеете.

— Все зависит от материала, в первую очередь. От команды, которая с тобой. Иногда много времени вовсе не означает, что это хорошо. Бывает такой материал — если долго репетируешь, то начинаешь все терять. А бывает так, что и полгода может оказаться мало. Что-то нужно схватить, поймать и сделать, не отпустив ощущение свежести. А что-то требует долгого переваривания. Так складывается, что я долго репетирую. А вовсе не потому, что я такой нудный. Все время преследуют переносы — то ремонт какой-то, то в Ярославле пожарные закрыли театр на два месяца. После истории с «Хромой лошадью».

— У Вас был опыт и музыкальной постановки — «Князя Игоря». Это же вообще другой опыт. Сложно было переключаться на оперу?

— Думаю, я где-то только на премьере и переключился. Вот только поставив оперу, стал понимать что же это за искусство. И это была борьба с самим собой. Как все поставить, как объяснить исполнителям…. Сложный процесс для меня, процесс ломки. Но не скажу, что болезненной. Бесконечно интересно. С огромным количеством тупиков моих. Хотя вышло недурно и даже на «Золотую маску» номинировали.

— Ваши спектакли — очень мужские. Женщинам чаще всего отводится второй план. За исключением «Кармен», разумеется. А Вы не хотите поставить спектакль, где будут только женщины и никаких мужчин?

 

— Очень хочу!

— «Дом Бернарды Альбы», например? Первое, что пришло сейчас в голову.

— Не очень я эту пьесу понимаю. Я искал некоторое время назад, только на женщин. Много чего прочел, ничего не нашел. Женская природа мне очень интересна. И к этой теме я постепенно подступаюсь. Вот «Гедду Габлер» буду ставить. Согласен, перекос есть. Ну… я ж мужчина, мужская природа мне все ж таки более понятна. А вот женская натура для меня до сих пор загадка. И чем дальше, тем больше. Но потихоньку пробую постигать…

— И последний вопрос — а почему 8 марта-то премьера «Шинели»?

— Совершенно случайно. Расчета — никакого. Подбирали приблизительные даты. И выпало 8-е и 9-е. Позже никак — мне надо уже начинать репетировать в другом театре. Так, а почему нет!? У нас пять прекрасных молодых мужчин на сцене…Чем не подарок!?

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий