cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
11/06/2014

Темы Дени Вильнева


 
 29 июня в российский прокат выйдет фильм Дени Вильнева «Враг» (Enemy). Pulse разбирался чем же хорош режиссер и почему его так любят на родине в Канаде


   Вместе с Дени Арканом и Атомом Эгояном, Дени Вильнев составляет гордость канадского кинематографа и регулярно представляет его на всевозможных международных кинофестивалях. Интерес к его фильмам у более-менее широкого зрителя появился после проката его четвертой работы «Пожары» (или «Опаленные»). Магистральная тема, которая есть во всех кинокартинах Вильнева, начиная с его дебюта «32-е августа на Земле» (Un 32 aout sur terre) – любовь и чувство вины и стыда, которые испытывают герои, как правило попадающие в экстраординарные обстоятельства. Первое идет в неразрывной связке со вторым. Так было в дебютной работе «32 августа на Земле», где героиня попадает в страшную автокатастрофу, чудом выживает и отправляется в долгое путешествие с приятелем. Кульминация этих женско-мужских отношений наступает в пустынной долине, где их на время оставляет приятель. Так было во второй его картине «Водоворот». Биби Шампань, дочь известной монреальской бизнесвумен, переживает один удар за другим: внезапная беременность завершается абортом, магазины, которыми она управляет, терпят убытки и при посредстве родного брата девушку увольняют с работы. В довершение всех бед она насмерть сбивает на ночной улице пожилого мужчину. А позднее знакомится с его сыном (о чем, разумеется, не подозревает), рыбаком. Рассказ же ведется от имени рыбы, символичность которой чрезвычайно многозначна. В «32 августа» героиня не совершала никаких противоправных и антисоциальных действий, то есть грехов по Вильневу, и фильм завершался относительно благополучно. Грехи Бибиан для режиссера очевидны – это убийства, которые она совершает, будучи в депрессивном состоянии. С житейской точки зрения случившееся, аборт и наезд на пешехода - совершенно рядовые события. Для Вильнева же они становятся отправными точками, отталкиваясь от которых позволительно рассуждать о следующем тезисе - «око за око, зуб за зуб». По Вильневу выходит так, что несчастная девушка лишь песчинка там, где правит Божий промысел. Биби пытается как-то пристроиться в этом огромном мире, адаптироваться к нему. Однако ей только и остается, что положиться на мироздание. Режиссер создает в «Водовороте» филигранное изображение. Вместо слов здесь зачастую используются визуальные средства: цвет, освещение, внутренняя композиция кадра.

   Первые две работы Вильнева полны разного рода библейских метафор и символов и рассказывают отвлеченные, обобщающие истории. Сюжет третьего фильма «Политех», снятого после девятилетного молчания, основан на более чем реальных событиях. 6 декабря 1989 года в Монреальском Политехническом колледже женоненавистник Марк Лепин устроил стрельбу, в результате которой погибли 14 девушек и еще стольких же он ранил. Вильнев рассказывает историю с двух точек зрения – студента Джеффа и студентки Валери. Оба выжили. Но адаптация после расстрела, свидетелями которого стали оба, а Валери чудом не стала его жертвой, проходит мучительно. Бесконечное чувство вины, которое испытывает Джефф от того, что не сумел защитить несчастных девушек и помочь тяжело раненым, не отпускает его и после того как все закончилось и казалось бы ушло в прошлое. Давление оказывается настолько мощным, что сил жить у него просто не остается и он включает газ в собственном автомобиле. Валери, напротив, выходит замуж, работает на авиазаводе. Но и ее продолжают терзать фантомные боли и страшные воспоминания о том, как у нее на глазах умирала подруга Стефани.
В 2010 году Вильнев экранизирует драму популярного драматурга Ваджи Муавада «Пожары» или точнее – «Опаленные». История с инцестуальным подтекстом. Как и первые две картины, она полна всевозможных аллюзий. Мать близнецов перед смертью отдает им письма, предназначенные для их брата и отца, и просит выполнить последнюю волю – найти получателей и передать послания. Юноша и девушка отправляются в путь – из Канады едут в некую ближневосточную страну, что для них равносильно путешествию на край света, в другой мир. Возвращение в прошлое матери перебивается кадрами флэшбеков об этом самом прошлом: война, теракты, тюремное заключение, пытки, изнасилование. В конечной точке своей одиссеи брат  и сестра, наконец, открывают для себя жуткую семейную тайну, о которой зрители, понятное дело, догадываются раньше. Однако финал портит излишняя сентиментальность вкупе с чрезмерной серьезностью автора, словно придавленного масштабностью свершившегося.
Экстремальные обстоятельства Вильнев создает и в «Пленницах». В этой картине он впервые ступил на голливудскую территорию и, к изумлению многих, выиграл.  Привлечение к проекту голливудских звезд Хью Джекмана, Джейка Гилленхала, Теренса Ховарда и Виолы Дэвис только добавило интереса. Некто похищает двух маленьких девочек - дочек Доверов  и Берчей. Полиция хватается за каждую ниточку, но терпит неудачу. Тогда Келер Довер (Джекман) решает сам начать расследование, похищает полоумного Алекса Джонса (Пол Дано), на которого сначала и пало подозрение и которого отпустили за недостатком улик. Довер изощренно пытает несчастного Алекса, неспособного и пары слов толком произнести. И здесь Дени Вильнев отчетливо проговаривает новую тему – какие демоны бушуют в человеческих душах и способны ли люди вообще одержать верх над темными страстями, вызванными столь чудовищными событиями в их жизнях. 

   Что же будет происходить с новым героем Вильнева, обнаружившим своего двойника, и пустившимся на его поиски, можно будет узнать, начиная с 29 июня.

Фильмография полнометражных картин Вильнёва:
1. Враг /  Enemy (2013)
2. Пленницы /  Prisoners  (2013)
3. Пожары /  Incendies  (2010)
4. Политех / Polytechnique  (2009)
5. Водоворот /   Maelstrom  (2000)
6. 32-е августа на Земле / Un 32 aout sur terre  (1998)



Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий