cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
18/08/2016

Театр: Другой город / НЕПРИКАСАЕМЫЕ



Театральный проект Семена Александровского, Pop-up

Другой город
Режиссер: Семен Александровский

   Внешне спектакль «Другой город» прост: приходишь на угол улицы Белинского и набережной Фонтанки, получаешь наушники, буклет с QR-кодами, при необходимости – смартфон и отправляешься на прогулку. Петербург и Париж, Венеция или Амстердам – первая составляющая неизменна, второй же город зрители выбирают самостоятельно. Здесь каждый сам себе и проводник, и актер, и даже немного режиссер. Маршрут проложен вдоль набережной Фонтанки, на котором надо будет сделать 6 коротких остановок и после чего двигаться дальше.

   Известно, что поначалу режиссер хотел сделать спектакль-прогулку по улице Рубинштейна, но понемногу идея трансформировалась и в конце концов обрела форму, которая вместила в себя аудиопространства сразу четырех городов. Идея, реализованная в «Другом городе», прежде всего позволяет посмотреть на сам Петербург иначе. Когда часто ходишь по одним и тем же улицам, смотришь на одни и те же дома нередко перестаешь просто-напросто замечать их особенности, красоту, артистизм, появляется механистичность восприятия. Эмоционально городской пейзаж может трогать не столь сильно как еще какое-то время назад, а связанные с конкретными местами воспоминания понемногу утрачивают ясность и остроту. Спектакль Семена Александровского дает возможность поменять ракурс, а вместе с ним восприятие, делая это ненасильственным способом. Другой город, включающийся в наушниках, переводит внимание с внешнего на внутреннее: чем сосредоточеннее вслушиваешься в голоса, грохот моторов, плеск воды, музыку, шаги, звон колоколов, тем сильнее включается память. Вспоминаешь о мифологии выбранных для постановки городов, их мистических свойствах, и словно оказываешься в некоем междумирье, которое образуется еще и благодаря видео: парижская брусчатка «накладывается» на брусчатку петербургскую, парижские деревья и вода «соединяются» с петербургскими, уличная круговая панорама французской столицы сливается с петербургской. Визуальные совмещения вкупе со звуковым сопровождением образуют  призрачное пространство и вместе с тем очень реальное и осязаемое: зрители одновременно оказываются и там, и здесь. Тогда-то и понимаешь – физические границы лишь условность, которую легко преодолеть. Достаточно включить плеер, а вместе с ним воображение, и воссоздастся живая картина очень разных и в то же время очень похожих миров.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Режиссер: Михаил Патласов

   Премьера «НеПРИКАСАЕМЫх» состоялась в апреле в Аннекирхе, некогда бывшей кинотеатром «Спартак». Автором идеи и режиссером выступил Михаил Патласов, в 2013 году получивший премию «Золотая маска» за спектакль «Антитела» - об антифашисте Тимуре Качараве. Второй спектакль сыграли в Шереметевском дворце. Третий – во дворе Феодоровского собора. В постановке принимают участие профессиональные актеры и непрофессионалы – подопечные «Ночлежки». Их-то рассказы и составляют основу спектакля. Структурно «НеПРИКАСАЕМЫЕ» что-то вроде конструктора: одну историю можно вынуть, другую – вставить. Всех героев объединяет одно обстоятельство – они либо были бездомными, либо еще остаются ими. Документальный театр явлен в полной мере:  часть историй, обработанных аккуратно группой драматургов, произносят сами герои, часть – артисты. В соборном дворе установили помост (лобное место?) вокруг которого публика в основном стояла и лишь небольшая часть зрителей сидела на стульях.

   Первым на помост выходит Вячеслав Раснер, долгое время живший у Горьковской. Он рассказывает о детстве, как попал на улицу и счастливый финал – его пригласила в свою квартиру блокадница Людмила. В конце своего монолога Раснер читает хрестоматийный монолог Сатина: «Человек – это звучит гордо». После него на сцене появляются 4 актрисы и сначала по очереди, а потом эхом отражаясь в репликах рассказывают историю нескольких людей. Затем снова появляется непосредственный герой очередной истории – и вновь звучат подробности исхода из нормального существования в кошмар. Монолог сменяется диалогом, а тот - многоголосьем, и вновь звучит монолог. Одна из самых страшных историй – бывшего детдомовца Яши Яблочника, которого насиловал воспитатель, друзья-приятели отвели сниматься в детском порно, когда подрос, был попросту выброшен на улицу, и продолжал мечтать о своем приюте для бездомных животных и знакомстве с певицей Ириной Понаровской. Некоторые подробности настолько невыносимы, что сам Яша не в силах их произнести. За него это делает актриса Ольга Белинская. Несомненно, все эти истории - лишь малая часть того, что довелось услышать создателям спектакля и сотрудникам «Ночлежки». На премьере все сюжеты были аккуратно смонтированы, бывшие бездомные, решившиеся выйти к зрителям, которые возможно нередко проходят мимо них в обычной жизни, были органичны, естественны и в некоторых случаях заметно выигрывали у профессиональных визави. На спектакле в соборе принцип построения действия остался прежним. Одни сюжеты оставили. Появились новые, в том числе и сюжет про таджикского писателя Мира Зафара, которого буквально спас студент КИТа, и сейчас проходящего курс реабилитации. И снова могло бы получиться мощное социальное и человеческое высказывание. Но – не удалось. Отсутствие хоть сколь-нибудь внятной режиссуры привело, например, к тому, что вызванный из «зала» приятель бездомного лингвиста Андрея Зеленина (накануне попавшего в больницу) в силу глубоко пожилого возраста быстро увлекся собственным повествованием и Борису Павловичу, участнику этого эпизода, пришлось призвать всю свою деликатность, чтобы остановить собеседника. Еще один исполнитель – седовласый гусляр, которого можно встретить на центральных улицах Петербурга – рассказывал про жену, охмуренную сектантами, и чем это закончилось для него. Смущенные интонации и сильная зажатость произвели эффект скорее обратный тому, на который рассчитывали постановщики.

   Разумеется, ни гражданский, ни социальный, ни гуманистический посылы из «НеПРИКАСАЕМЫХ» никуда не делись. Говоря о кошмарных обстоятельствах, герои все равно умудряются вспомнить и позитивные эпизоды своего невеселого существования. Но не посылами лишь живет и держится постановка. Хорошо бы еще придать ей четкую форму, не ограничиваясь простыми мизансценами и лишь легким обозначением рисунка ролей. Тогда и публика в финале будет вставать не по призыву участников спектакля, а по собственному желанию. Тогда и можно будет говорить о знаке равенства между теми, кто на помосте и теми, кто только что почти три часа смотрел, переживал, думал.

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

tqx75db6 пишет

wh0cd721559 generic cytoxan emsam desyrel diamox calan prograf

Ответить
Dwightsueme пишет

заказать продвижение сайта забайкальский край некоммерческие сайты логин в скайпе SEO - PRO1

Ответить
Добавить комментарий