cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
18/08/2016

Театр: Другой город / НЕПРИКАСАЕМЫЕ



Театральный проект Семена Александровского, Pop-up

Другой город
Режиссер: Семен Александровский

   Внешне спектакль «Другой город» прост: приходишь на угол улицы Белинского и набережной Фонтанки, получаешь наушники, буклет с QR-кодами, при необходимости – смартфон и отправляешься на прогулку. Петербург и Париж, Венеция или Амстердам – первая составляющая неизменна, второй же город зрители выбирают самостоятельно. Здесь каждый сам себе и проводник, и актер, и даже немного режиссер. Маршрут проложен вдоль набережной Фонтанки, на котором надо будет сделать 6 коротких остановок и после чего двигаться дальше.

   Известно, что поначалу режиссер хотел сделать спектакль-прогулку по улице Рубинштейна, но понемногу идея трансформировалась и в конце концов обрела форму, которая вместила в себя аудиопространства сразу четырех городов. Идея, реализованная в «Другом городе», прежде всего позволяет посмотреть на сам Петербург иначе. Когда часто ходишь по одним и тем же улицам, смотришь на одни и те же дома нередко перестаешь просто-напросто замечать их особенности, красоту, артистизм, появляется механистичность восприятия. Эмоционально городской пейзаж может трогать не столь сильно как еще какое-то время назад, а связанные с конкретными местами воспоминания понемногу утрачивают ясность и остроту. Спектакль Семена Александровского дает возможность поменять ракурс, а вместе с ним восприятие, делая это ненасильственным способом. Другой город, включающийся в наушниках, переводит внимание с внешнего на внутреннее: чем сосредоточеннее вслушиваешься в голоса, грохот моторов, плеск воды, музыку, шаги, звон колоколов, тем сильнее включается память. Вспоминаешь о мифологии выбранных для постановки городов, их мистических свойствах, и словно оказываешься в некоем междумирье, которое образуется еще и благодаря видео: парижская брусчатка «накладывается» на брусчатку петербургскую, парижские деревья и вода «соединяются» с петербургскими, уличная круговая панорама французской столицы сливается с петербургской. Визуальные совмещения вкупе со звуковым сопровождением образуют  призрачное пространство и вместе с тем очень реальное и осязаемое: зрители одновременно оказываются и там, и здесь. Тогда-то и понимаешь – физические границы лишь условность, которую легко преодолеть. Достаточно включить плеер, а вместе с ним воображение, и воссоздастся живая картина очень разных и в то же время очень похожих миров.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Режиссер: Михаил Патласов

   Премьера «НеПРИКАСАЕМЫх» состоялась в апреле в Аннекирхе, некогда бывшей кинотеатром «Спартак». Автором идеи и режиссером выступил Михаил Патласов, в 2013 году получивший премию «Золотая маска» за спектакль «Антитела» - об антифашисте Тимуре Качараве. Второй спектакль сыграли в Шереметевском дворце. Третий – во дворе Феодоровского собора. В постановке принимают участие профессиональные актеры и непрофессионалы – подопечные «Ночлежки». Их-то рассказы и составляют основу спектакля. Структурно «НеПРИКАСАЕМЫЕ» что-то вроде конструктора: одну историю можно вынуть, другую – вставить. Всех героев объединяет одно обстоятельство – они либо были бездомными, либо еще остаются ими. Документальный театр явлен в полной мере:  часть историй, обработанных аккуратно группой драматургов, произносят сами герои, часть – артисты. В соборном дворе установили помост (лобное место?) вокруг которого публика в основном стояла и лишь небольшая часть зрителей сидела на стульях.

   Первым на помост выходит Вячеслав Раснер, долгое время живший у Горьковской. Он рассказывает о детстве, как попал на улицу и счастливый финал – его пригласила в свою квартиру блокадница Людмила. В конце своего монолога Раснер читает хрестоматийный монолог Сатина: «Человек – это звучит гордо». После него на сцене появляются 4 актрисы и сначала по очереди, а потом эхом отражаясь в репликах рассказывают историю нескольких людей. Затем снова появляется непосредственный герой очередной истории – и вновь звучат подробности исхода из нормального существования в кошмар. Монолог сменяется диалогом, а тот - многоголосьем, и вновь звучит монолог. Одна из самых страшных историй – бывшего детдомовца Яши Яблочника, которого насиловал воспитатель, друзья-приятели отвели сниматься в детском порно, когда подрос, был попросту выброшен на улицу, и продолжал мечтать о своем приюте для бездомных животных и знакомстве с певицей Ириной Понаровской. Некоторые подробности настолько невыносимы, что сам Яша не в силах их произнести. За него это делает актриса Ольга Белинская. Несомненно, все эти истории - лишь малая часть того, что довелось услышать создателям спектакля и сотрудникам «Ночлежки». На премьере все сюжеты были аккуратно смонтированы, бывшие бездомные, решившиеся выйти к зрителям, которые возможно нередко проходят мимо них в обычной жизни, были органичны, естественны и в некоторых случаях заметно выигрывали у профессиональных визави. На спектакле в соборе принцип построения действия остался прежним. Одни сюжеты оставили. Появились новые, в том числе и сюжет про таджикского писателя Мира Зафара, которого буквально спас студент КИТа, и сейчас проходящего курс реабилитации. И снова могло бы получиться мощное социальное и человеческое высказывание. Но – не удалось. Отсутствие хоть сколь-нибудь внятной режиссуры привело, например, к тому, что вызванный из «зала» приятель бездомного лингвиста Андрея Зеленина (накануне попавшего в больницу) в силу глубоко пожилого возраста быстро увлекся собственным повествованием и Борису Павловичу, участнику этого эпизода, пришлось призвать всю свою деликатность, чтобы остановить собеседника. Еще один исполнитель – седовласый гусляр, которого можно встретить на центральных улицах Петербурга – рассказывал про жену, охмуренную сектантами, и чем это закончилось для него. Смущенные интонации и сильная зажатость произвели эффект скорее обратный тому, на который рассчитывали постановщики.

   Разумеется, ни гражданский, ни социальный, ни гуманистический посылы из «НеПРИКАСАЕМЫХ» никуда не делись. Говоря о кошмарных обстоятельствах, герои все равно умудряются вспомнить и позитивные эпизоды своего невеселого существования. Но не посылами лишь живет и держится постановка. Хорошо бы еще придать ей четкую форму, не ограничиваясь простыми мизансценами и лишь легким обозначением рисунка ролей. Тогда и публика в финале будет вставать не по призыву участников спектакля, а по собственному желанию. Тогда и можно будет говорить о знаке равенства между теми, кто на помосте и теми, кто только что почти три часа смотрел, переживал, думал.

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

tqx75db6 пишет

wh0cd721559 generic cytoxan emsam desyrel diamox calan prograf

Ответить
Добавить комментарий