cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
15/04/2014

Старая женщина высиживает



Режиссер Николай Рощин
В ролях: Елена Немзер, Тихон Жизневский, Александр Поламишев, Елена Вожакина, Алексей Паничев, Янина Лакоба, Марина Рослова, Дмитрий Белов, Иван Безбородов, Александр Мицкевич, Григорий Левченко

   Тадеуш Ружевич написал пьесу «Старая женщина высиживает» в 1966-м. Родилась она, как нередко это случалось, из его же поэтических сочинений. В данном случае – из стихотворения «Рассказ о старых женщинах».  В родной Польше и в других европейских странах Ружевич автор известный и востребованный. В советском театре на протяжении двадцати с  лишним лет драматургия польского автора была представлена донельзя скудно –  парой переведенных по случаю пьес и несколькими постановками в Москве, Ленинграде и Львове. Открывать Ружевича как драматурга в СССР начали в 1980-е годы, когда его взялись активно ставить в прибалтийских театрах. Валерий Фокин познакомился с текстом «Старой женщины» еще в 1970-е, но тогда и речи не могло быть о том, чтобы дать ему театральную жизнь. Осуществить желаемое получилось в 2013-м при помощи московского режиссера Николая Рощина.
   Рощин придумал для своего спектакля всё – от сценической редакции текста до декораций и света. На сцене установил постройку с низким потолком, вроде кинематографических бункеров времен постапокалипсиса. Слева посадил подремывающую Старую женщину (Елена Немзер), лишенную гендерных отличий: бесформенные платье и пальто, жидкие, зачесанные волосы эти признаки старательно маскируют.  За ее спиной расположил окно, через которое отменно слышны металлические грохот и лязг гигантских вентиляторов и еще каких-то механизмов. Справа, в конце бункера - маленькая железная дверь, ведущая в каморку с решетками. Там сидят и тоже подремывают, до поры до времени, официанты, сомнительного вида девица и доктор. Наконец мадам просыпается и грозным рыком призывает к себе то одного, то другого, то третьего. Все желания исполняются мгновенно и безропотно.  Хочет музыку – и откуда-то из каморочных недр выволакивают музыкантов, оснащенных тубой и флейтой, больше похожих на жертв ядерной войны. Все в этом мире механистично и утилитарно, за распахнутым однажды окном – бескрайние просторы мусорной свалки и парящие над ней чайки.  В первой половине действие развивается медленно, несмотря на суетливость персонажей. Во второй оно заметно оживляется, благодаря бодрому застолью и явлению Янины Лакоба в образе Епископа.  Старая дама, меж тем, мечтает о ребенке, желает зачать и родить - на свет появляется космонавт в полном облачении и немедленно стартует в космос, дабы посадить там дерево. Собственно, форма в новом спектакле пока очевидно преобладает над содержанием. Картины помойки, снеговик из мусора с дохлой крысой вместо носа-морковки, различная машинерия, спору нет, эффектны и местами даже веселят. Однако, что же именно хотел сказать сам режиссер до конца так и остается неясным. Тем более, что несколько основных мыслей драматурга становятся понятны почти сразу: мир на грани катастрофы, а человечество разобщено и одиноко.



Спектакль идет 1 час 40 минут.

Новая сцена Александринского театра
+7 (812) 380-80-50    
наб. р. Фонтанки, д. 49
www.alexandrinsky.ru


Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

алекс пишет

Придурки! Это фотография другого спектакля, на большой сцене, реж Терзопулос "конец игры"

Ответить
Добавить комментарий