cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
15/07/2013

София Коппола. В мягких тонах


София Коппола. В мягких тонах

4 июля в прокат выходит «Элитное общество» (The Bling Ring). Pulse проследил «этапы большого пути» женщины–режиссера Софии Копполы.

Про то, что София Коппола родилась в семье, где чуть ли не все повально подвизаются на ниве американского кинематографа, не пишет только ленивый. Разумеется, когда твой отец — автор «Апокалипсиса сегодня» и «Изгоев», кузены снимаются у Уэса Андерсона, а родной брат пишет сценарии — понятно, что девушка навряд ли бросится заниматься химией или станет биологом, с перспективой получить Нобелевскую премию. Так оно и вышло.

Правда, о карьере кинопостановщика София Коппола поначалу если и помышляла, то незаметно для окружающих. Поснимавшись в небольших ролях у родных папы и брата, а также у друга семьи Джорджа Лукаса, с актерством девица София решила завязать и перейти к осуществлению амбициозных планов. Полнометражный дебют «Девственницы–самоубийцы» (The Virgin Suicides, экранизация романа Джеффри Евгенидиса) в коммерческом смысле прошел сдержанно. Впрочем, история о пяти сестрах–подростках, живущих в небольшом городке и пестуемых чрезмерно заботливыми родителями, рассказанная в пастельных, размытых и даже мрачных тонах взбудоражила и зрителей, и критиков. Коппола спокойно изложила рассказ о юных и прекрасных созданиях, не выдержавших жуткого родительского пресса и покончивших с собой в один, совсем не прекрасный день. Решать почему так случилось, что делать и как вообще оценить происшедшее зрителям следовало самостоятельно. Сама же Коппола дистанцировалась от повествования, наблюдая за происходящим со стороны.

Следующую работу «Трудности перевода» (Lost in Translation) заметили американские киноакадемики и выдали ей четыре номинации. Реализовать, правда, удалось всего одну — за лучший оригинальный сценарий. История знакомства известного актера Боба Харриса (Билл Мюррей), подзабытого на родине, однако востребованного в Японии, и юной Шарлотты (Скарлетт Йоханссон), их пребывания в Токио отличалась тонкостью и меткостью наблюдений. Копполе удался показ и особенностей психических свойств и качеств американцев и японцев, и то, как люди, даже говорящие на одном языке, не слышат друг друга и все больше отчуждаются друг от друга. По выходу в прокат картину сравнивали и с шедеврами Антониони, и с дебютом Сэма Мендеса «Красота по–американски». Меж тем, меланхоличная, печальная интонация, найденная в первой работе, в бушующем, технически изощренном Токио прозвучала сильнее и увереннее. В 2005 году София Коппола сделала резкий разворот от современности в сторону отдаленной и отнюдь не американской истории. Очередная женская судьба, теперь уже во Франции XVIII века и не чья-нибудь, а самой королевы Марии–Антуанетты заинтересовала режиссера еще до «Трудностей». Правда, приступить к съемкам удалось уже после того, как вторая картина снискала кассовый успех. Век Просвещения здесь, в общем–то, лишь ширма. Сценарист и режиссер вновь рассказывает сегодняшнюю историю. Разве что героини скачут в кринолинах, носят атласные туфельки и сверху донизу усыпаны драгоценностями. А в целом — юная принцесса не может добиться от мужа элементарного внимания, томится, как и героиня Йоханссон, в закрытых стенах, изредка выходя на прогулку по закрытому же дворцовому парку. Коппола и здесь продолжает поиски в области съемки и монтажа (сцены сублимации Марии–Антуанетты сняты под энергичную поп–композицию и нарезаны так, как это уже принято в фильмах об офисных труженицах). Аллюзии на живопись Ватто и Буше добавляли очарования этой грустной истории.

В предпоследней картине «Где–то» (Somewhere, 2010) Коппола вернулась в наши дни, решив перейти к мужской истории. Кинозвезда Джонни Марко (Стивен Дорфф) выписывает в свой номер стриптизерш, вяло наблюдает за их телодвижениями, раскатывает по барам и вечеринкам, иногда заглядывая на съемочную площадку, участвует в пресс-конференции и все это делает безжизненно и даже как-то беспомощ­но. Словно и хотелось бы убраться из этого чертова круга, но воли явно не достает. Так продолжается, пока бывшая жена не подкидывает их общую ­дочку–­подростка Клео (Эль Фаннинг), которая привносит некоторую живость в папино апатичное времяпрепровождение. Впрочем, радость совместного пребывания быстро заканчивается потому, как девочка отправляется в скаутский лагерь. А папе в финале все–таки хватает мужества и сил совершить первый за всю картину решительный поступок — отправиться к Клео. Копполу во всех ее фильмах, что про сегодня, что про далекое вчера отличает одна важная черта — она умеет улавливать время, передавая его в психологически точных характерах и поступках героев и раскрашивая его в ­мягкие, почти стертые тона.

Фильмография Софии Копполы
1. Элитное общество (2013) / The Bling Ring
2. Где–то (2010) / Somewhere
3. Мария-Антуанетта (2005) / Marie Antoinette
4. Трудности перевода (2003) / Lost in Translation
5. Девственницы–самоубийцы (1999) / The Virgin Suicides
6. Превзойти звезду (1998) / Lick the Star (короткометражный)

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий