cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
04/10/2013

Роль


Роль

923 год. Популярный артист Николай Евлахов (Максим Суханов) томится в финском Выборге, тратит сумасшедшие деньги не понятно на что, чем страшно раздражает и нервирует жену Амалию (Мария Ярвенхельми), и читает записки краскома Игната Плотникова. За четыре года до этого Евлахов пережил арест на маленькой сибирской станции и побывал в паре шагов от гибели. И вот теперь он решает испытать судьбу по новой, под именем того самого командира, чрезвычайное сходство с которым и спасло ему жизнь. Евлахов принимает дьявольское решение — стать другим человеком, прожить чужую жизнь и судьбу, сколько бы не было отведено на это времени. Сыграть избранную роль возможно, лишь полностью перевоплотившись в выбранного персонажа. Для этого всё, вплоть до исподнего, должно быть подлинным — и одежда, и мысли. Несколько тысяч франков за шинель, пропитанную порохом, гарью и чужим потом, наган, отдающий чужой кровью, переход через границу — и Евлахов уже в стынущем, ледяном Петрограде встречается с плотниковскими однополчанами. Подмены не замечает никто, а если возникают сомнения, Евлахов–Плотников списывает пробелы на амнезию.

Сценаристы Павел Финн и Константин Лопушанский не зря выбрали для своего сюжета один из самых мутных периодов отечественной истории — времена Гражданской войны и первые годы после нее, когда до конца нельзя было уразуметь кто кому друг, а кто — враг. Евлахов в этом фильме не единственный, надевший на себя чужую личину и ставший чьим–то двойником. В поезде ему встречается несчастная пьяная Зинка (Наталья Парашкина), а в облезлом петроградском трактире — те, кто в 1919 году тоже оказался в сибирском городке и избежал смерти. Меняются даже те, с кем Плотников воевал. Впрочем, решение о смене масок второстепенные и промежуточные персонажи принимали вынужденно, под прессом обстоятельств. Однако происходит это не ради удовольствия и тяги к эксперименту, а ради едва ли не единственного желания — выжить.

Режиссер Лопушанский использует лаконичный киностиль, создавая изысканное и чуть ли не физически осязаемое изображение. Стылые дома, завьюженные, обледеневшие улицы, облезлые, холодные серые стены коммунальной квартиры и трактира воссозданы фотографически точно. От этого всего веет такой безнадежностью, такой тоской и ужасом — что нет конца этим ощущениям по сию пору. Неприятие, отторжение авторами революционных событий и того, что за ними последовало, видно едва ли не в каждом кадре. Но особенно страшна сцена стихийной казни арестованных, а точнее — убийства при молчаливом согласии большинства. Картина Константина Лопушанского еще и о том, с какой легкостью могут меняться человеческие роли. Сегодня ты сын священника или знаменитый актер, а завтра — боевой командир Красной Армии или его двойник, сливающийся с выбранным образом воедино. Хотя, так или иначе, игра в такие игры ­­по­­–­настоящему неизбежно ведет к гибели.






Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий