cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
24/04 - 27/04/2014

пятерка кубрика



С 24 по 27 апреля в кинотеатре «Аврора» пройдет ретроспектива фильмов американского кинорежиссера Стэнли Кубрика.
В программе – пять картин, работу над которыми режиссер контролировал от начала и до конца.



   Стэнли Кубрик, один из самых закрытых и таинственных режиссеров в истории кинематографа, умер 7 марта 1999 года в британском поместье Чилдвик Бэрри. В своей карьере Кубрик награду за режиссуру получил лишь однажды. В 1976 году Британская киноакадемия отметила великолепную работу над экранизацией романа Уильяма Теккерея «Барри Линдон». И ни одного «Оскара». Лишь номинации: в 1965 году («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»), в 1969-м («2001 год: Космическая одиссея»), в 1972-м («Заводной апельсин») и в 1976-м («Барри Линдон»).
   Ретроспективу откроет «2001: Космическая одиссея», картина в буквальном смысле перевернувшая представление о киноязыке, выразительных возможностях кинематографа и его почти безграничных ресурсах. А началось все 22 апреля 1964 года, когда в Нью-Йорке Кубрик познакомился с писателем Артуром Кларком. Они быстро нашли общий язык и Кларк предложил несколько своих новелл режиссеру, чтобы сделать фильм об исследованиях космоса и внеземных цивилизациях. В основу сценария был положен рассказ «Часовой». Больше полутора лет ушло на написание сценария.  Помогали работать над фильмом специалисты из NASA, IBM и Boeing. Съемки проходили в обстановке жесточайшей секретности. Наконец, 2 апреля 1968 года мир увидел кубриковский шедевр – и все поспешили забыть про смешных и забавных персонажей, которыми была населена кинофантастика до этого момента. «Одиссея» задавалась непростыми вопросами бытия и не предполагала односложных ответов.
   Следующий фильм программы - «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket, 1987) – история о новобранцах, которых превращают в машины для убийства. Сценарий для «Оболочки» писался совместно с военкором Майклом Херром, а в его основу лег роман Густава Хэсфорда «Старики». И снова процесс подготовки занял долгий период – целых 3 года. Сами съемки проходили в Англии – в настоящей военной казарме и на заброшенном газовом заводе. В фильме снимались малоизвестные на тот момент актеры и непрофессионалы. Среди последних особенно выделялся отставной сержант Ли Эрми. Первоначально его позвали в качестве военного консультанта, но его изысканная и многоступенчатая брань так поразила воображение режиссера, что Эрми немедленно предложили роль инструктора по боевой подготовке. «Оболочка» - последняя военная картина Кубрика, по выходу встала в один ряд с фильмами Майкла Чимино, Фрэнсиса Форда Копполы, Оливера Стоуна и заложила новые стандарты показа боевых действий на экране. «Сияние» и «Заводной апельсин» - еще две экранизации, сделанные Стэнли Кубриком. Первая – по роману Стивена Кинга, вторая – по роману Энтони Бёрджесса. В обоих случаях писатели остались недовольны режиссерской интерпретацией. А Кингу не понравился еще и выбор актеров. Большой ценитель не только классической музыки, но всяческих технических киноновинок, Кубрик активно использовал в «Сиянии» систему «Стэдикам». Отель, в котором все происходит, сразу построили целиком. И незадолго до конца съемок декорации сгорели. Чтобы получить желаемый результат режиссер методически доводил Шелли Дювалл до взвинченного состояния, а киногруппу заставлял просматривать линчевский дебют «Голова-ластик». «Апельсин» закрывал футуристичкую трилогию Кубрика. Съемочный период уложился в каких-то 113 дней – таким образом режиссер «умыл» студию Warner Bros., подтвердив способность  работать в сжатые сроки и с небольшим бюджетом. После выхода фильма, в котором иронизировали над всем и вся, разгорелись споры – до какой степени можно показывать насилие на экране и можно ли вообще. Меж тем в Англии у Алекса и его приятелей немедленно нашлись подражатели в жизни и картину немедленно запретили. Запрет был снят лишь после кончины Кубрика.  
   Закроет ретроспективу Стэнли Кубрика антивоенный «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». Премьера состоялась 29 января 1964 года. Для реализации идеи Кубрик выбрал роман Питера Джорджа «Красная тревога». Однако закончить сценарий не удалось, ибо стало понятно – говорить серьезно об идиотизме политиков и паранойе военных вряд ли возможно. И тогда режиссер предложил Терри Сазерну – черную комедию. А на четыре главные роли пригласил блестящего британского комика Питера Селлерса. Тот, правда, сумел сыграть только три, из-за внешних обстоятельств. Но и этого оказалось вполне достаточно. Многое из показанного на экране было почерпнуто из жизни: безумная ахинея, которую несет генерал Риппер, навеяна телепередачами того времени, а хладнокровные подсчеты генерала Тёрджидсона — явный намек на риторику Генри Киссинджера, мечты же доктора Стрейнджлава о подземном бомбоубежище — непосредственные цитаты из сочинения физика Германа Кана. Выйдя всего год с небольшим после Карибского кризиса, «Доктор» был лидером проката 4 месяца подряд.

Расписание показов:
24 АПРЕЛЯ, 19:00 - 2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ   
25 АПРЕЛЯ, 19:00 - ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА   
26 АПРЕЛЯ, 17:00 - СИЯНИЕ   
27 АПРЕЛЯ, 17:00 - ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН   
27 АПРЕЛЯ, 19:30 - ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ   





Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий