cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
22/03/2016

Привидения


Привидения  
Режиссер: Алексей Утеганов
В ролях: Анастасия Мельникова, Анатолий Горин, Евгений Иванов,
Варвара Светлова, Владимир Крылов

   Небольшое пространство малой сцены: обстановка выверенная, ничего лишнего или ненужного. У правой стены – аккуратно сервированный стол на 10 персон, у левой – софа. На заднем плане – камин, а над ним пустые рамы без полотен. Все выкрашено серой краской, того унылого и безрадостного оттенка, который используют, например, в исправительных учреждениях. Эта стена будет выполнять функцию экрана, на который будут проецироваться картинки из прошлого и совсем немного – из настоящего. Дом фру Алвинг, кажется, лишен окон и почти лишен дверей: две имеющиеся уводят героев, кажется, в пустоту. Кто-то оттуда возвращается, а кто-то, в конце концов, уходит безвозвратно.

   Текст драмы из жизни норвежского семейства конца XIX века Алексей Утеганов сократил, почистил и практически убрал медицинский и социальный контексты, выдвинув на первый план гендерную тему. На роль фру Алвинг режиссер позвал Анастасию Мельникову. И выбор следует признать удачным. С ног до головы одетая в черное, жесткая, лишенная сантиментов, рациональная, имеющая четкие представления о том, как должна строиться не только ее жизнь, но и жизнь окружающих. Она уже при первом появлении рождает ощущение угрозы и гнетущего страха, который буквально заполняет этот несчастный дом. Женская невостребованность и чувство вины перед сыном, которого семи лет от роду удалили от дома и от семьи, а теперь пытаются вернуть, только добавляют темных красок этому образу.

   Роль пастора Мандерса отдана Евгению Иванову. Интеллигентный, с мягкими интонациями, почти не способный повысить голос герой мучается от чувства, которое испытывает к фру Алвинг. Подавляя его, пастор уничтожает в себе и саму жизнь. Потому вздох облегчения едва не вырывается у него из груди, когда Якоб Энгстран (Анатолий Горин) приносит известие о пожаре – загорелся свежепостроенный приют капитана Алвинга. Теперь покинуть серые стены будет легче – обязательств почти не осталось. Точно так же пытается бежать обязательств и инфантильный, нерешительный Освальд (Владимир Крылов). Временное сопротивление материнской воле и попытка вернуться в Париж, вместе с Региной (Варвара Светлова), правда, приводят к обратному результату – сын остается в этом доме навсегда. Волю такой фру Алвинг преодолеть невозможно. От нее можно лишь скрыться. Атмосфера беды сгущается к финалу настолько плотно, что почти все герои рады сбежать при первой же возможности. Пастор убегает на пароход, Энгстран привычно напивается, а Регина, наконец узнавшая неприятную семейную тайну, устремляется вслед Мандерсу. Фру Алвинг, так страшащаяся привидений прошлого, сама уже давно превратилась в одного из них. Попытка оградить сына от того, что творилось  в доме при жизни его распутного отца, заканчивается провалом: ложь, совершенная якобы во благо, оборачивается непрощаемым злом. Она не приносит ни спасения, ни облегчения. Заключительные реплики героини по сути фальшивы и уже не могут поддержать смертельно больного сына. В предпоследней сцене спектакля Освальд выходит на середину небольшой сцены, с контрабасом, в унаследованных кителе и фуражке – и за его спиной возникает видео с отцом в той же униформе и с таким же инструментом. Они пугающе похожи, так же как в одной из сцен оказываются пугающе схожими фру Алвинг и Регина. В финале Освальд больше не просит ни света, ни солнца – и он, и мать знают: спасение попросту невозможно. Да и бессмысленно, потому что оба давно превратились в призраков.

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
 (812) 571-31-02   
Итальянская ул., 19
www.teatrvfk.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

bigmoneyPah пишет

Какой любопытный вопрос


-----
купить новый бланк осаго

Ответить
Добавить комментарий