cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
11/06/2014

Плыл кораблик белопарусный



Режиссер: Мария Критская
В ролях: Сергей Жукович, Татьяна Ткач, Анна Дюкова, Ольга Карленко, Анна Лебедь, Никита Остриков, Кузьма Стомаченко, Олег Сенченко, Борис Чистяков 



   Режиссер Мария Критская для постановки на тюзовской Малой сцене выбрала три сказа писателя и фольклориста Бориса Шергина «Золочёные лбы», «Варвара Ивановна» и «Как внук ходил умных искать». Материал, что уж и говорить, неожиданный. Впрочем, если учесть, что первой работой молодого режиссера стала инсценировка гайдаровской повести «Чук и Гек», логика становится более очевидной. Самобытный,  напевный и живой язык, выразительность и образность шергинских произведений, вызывают щемящее чувство ностальгии по чему-то безвозвратно утраченному. Поморские сказы Шергина востребованы российским театром и сегодня. Это, безусловно, не может не радовать. Актеры же получают возможность испытать свое мастерство, работая с текстом, полным юмора, иронии,  волшебства и не терпящим даже малейшей неискренности.

   Режиссер, она же - автор инсценировки, органично соединила сказы с историей большого поморского семейства. Зрителя вводят в суровый северный мир архангелогородцев посредством звуков: звон рынды, плачущие крики чаек, шум моря. Затем один за другим тихо появляются Дед (Сергей Жукович), Тёта (Татьяна Ткач), Мать (Анна Дюкова), Жонка (Ольга Карленко), Манюшка (Анна Лебедь), Офоня (Никита Остриков), Ваня (Кузьма Стомаченко), Проня (Олег Сенченко) и Боря (Борис Чистяков).  В темноте, в луче света, проступает корма деревянного кораблика. И начинается рассказ. Семейство водит хороводы, распевает песни и незаметно начинает вплетать в этот ряд сказы. Лихо и весело разыгрывают «Золоченые лбы» -  про то, как находчивый Капитонка (в этой партии выступает Офоня) обвел вокруг пальца всю царскую фамилию и пометил (позолотил) лбы заносчивым царевым мамаше, жене и дочке, коих изображают Мать (Анна Дюкова), Жонка (Ольга Карленко) и  Манюшка (Анна Лебедь). Следующий  сказ про сварливую жену Варвару и ее мужа Якуньку, сумевшего найти на нее управу. Здесь свои артистические таланты уже емонстрируют Тёта (Татьяна Ткач) и Проня (Олег Сенченко). Для превращения в капризных царевишн, сварливую жену, да сметливых мужиков много и не надо. Корону можно свертеть из бересты, глухой старухой обернуться всего лишь приставив к уху рожок. Прикрепил пеньку к мочалу, тут же нацепил – вот тебе усы и борода. А дальше - у кого чем богата фантазия. Пока одни показывают на что способны, другие помогают как могут – извлекают музыкальные звуки из подручных средств, выполняют функции сценперсонала и так далее. И, наконец, третий сюжет. Здесь режиссер использует неожиданный ход. После этакого скоморошества, яркого, брызжущего энергией и радостью действа, все усаживаются рядышком на длинной скамейке и друг за другом, по очереди, повествуют о  внуке, который отправился на поиски умных. Статичность этой мизансцены позволяет еще лучше услышать текст Бориса Шергина, почувствовать его очарование. 



   На ощущение подлинности  работает, конечно же, и сценография. Художник Елена Соколова берет для этого исключительно натуральные материалы - войлок, пеньку, дерево, бересту, солому, холстины -  из которых сотворены самые простые и привычные предметы быта.  Впрочем, таковыми они остаются лишь до поры до времени. Раз основное правило существования – игра, то и обстановка тоже «играет». Деревянные мостки преображаются в корабельные борты. Палки можно сложить так, что выйдет некое подобие оконца девичей светелки. А еще ими можно воспользоваться как дубинками или волшебными палочками. Артисты, занятые в «Кораблике», так непринужденно переходят от одной роли к другой, так изящно меняют маски и личины, что не перестаешь поражаться и их мастерству, и тонкости режиссерской работы. Всего за какие-то час двадцать Марии Критской удается создать и показать целую гамму эмоций и ненавязчиво приобщить маленьких и взрослых зрителей к той самой народной культуре, о которой, если и удается сегодня узнать, то лишь в телепередачах вроде «Живое дерево ремесел», «Дороги старых мастеров» и  «Письма из провинции».   

   А родители малышей, смотрящих во все глаза на обаятельное тюзовское зрелище, возможно припомнят как в детстве смотрели мультфильмы Леонида Носырева по сказам Бориса Шергина. Самым известным и популярным по сей час остается «Волшебное кольцо». И снова захотят пересмотреть их и вспомнить выходца из поморов, сумевшего сберечь тот дивный язык и передать его звучность и поэтичность.

ТЮЗ им. А.А. Брянцева
(812) 712-41-026    
Пионерская пл., д.1
www.tyuz-spb.ru


Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий