cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
12/03/2015

Племя



Режиссер: Мирослав Слабошпицкий
В ролях: Григорий Фесенко, Яна Новикова, Роза Бабий, Александр Дзядевич, Ярослав Билецкий, Иван Тишко,
Александр Осадчий, Александр Сидельников, Александр Паниван, Кирилл Кошик, Марина Паниван

   Старшеклассник Сергей (Григорий Фесенко) приезжает в город N, в интернат для глухих. Жизнь интерната жестко иерархична: есть вожак стаи, есть его адъютанты, шестерки, стукачи и так далее. У вожака, разумеется, есть девушка (Яна Новикова), которую он регулярно отправляет вместе с ее подружкой (Роза Бабий) на заработки к дальнобойщикам. Чтобы вписаться в новую компанию, Сергею приходится пройти через жестокий обряд инициации - сначала он дерется с несколькими здоровенными парнями из банды, затем отправляется сотоварищи грабить одиноких прохожих. Высочайшее доверие ему оказывают, когда назначают в сопровождающие девушкам. Здесь-то и случается озарение.

  Украинский кинематограф для большинства российских зрителей как был так и остается загадкой. Вроде бы географическое соседство и отсутствие языкового барьера должны способствовать выходу на наши  экраны украинских фильмов. Хотя бы иногда. Однако и прежде это случалось редко и незаметно, а сейчас тем более не приходится рассчитывать на подобное. Посему выход в наш, пусть и крайне ограниченный, прокат дебюта Мирослава Слабошпицкого – событие значимое. Степень станет понятна со временем. На Каннском кинофестивале-2014 Слабошпицкий своим первым полным метром взбудоражил кинообщественность и начал отчет призов, получив там сразу три награды.

   Дерзость и нахальство режиссера не могут не восхищать. История, где главными и единственными героями являются глухие люди поначалу вызывает оторопь в силу своей экзотичности и некоторого вызова уже имеющимся кинопривычкам. Жестовый язык – единственное средство общения персонажей. Однако держать внимание зрителей два с лишним часа такой диковинкой невозможно. К тому же, к отсутствию титров и звуков привыкаешь быстро и легко понимаешь о чем «говорят» мальчики и девочки. Следовательно, надо предъявить некую историю, внятную и ясную. Режиссер ее предъявляет: мальчик проходит отбор в «стаю», ему поручают разной степени ответственности задания; он влюбляется в девочку, принадлежащую вожаку. И тут начинается другой сюжет – про преображение. Животное, механическое существование, в котором все подчинено воле сильных для Сергея становится невыносимым. Совершенно новое для него чувство вынуждает вступить в конфликт с соплеменниками и приводит к трагическому и кровавому финалу. Мирослав Слабошпицкий психологически очень точен, показывая переход главного героя из мира детства во взрослый мир. Он легко обходится без так и напрашивающихся сюда сентиментальности, надрыва, пафоса. Детско-подростковая реальность жестока и мрачна, но к ней удается как-то приспособиться. Хоть и ценой частичной или полной утраты своей личности. Новая реальность вынуждает делать выбор и здесь цена уже выше: либо жизнь, либо смерть.  
«Племя» Мирослава Слабошпицкого впечатляет не откровенными эпизодами и не сценами аборта, а силой авторского высказывания – мощной, энергичной, бескомпромиссной.  Той самой силой, которая однажды вырвавшись наружу, обратно уже не возвращается. А вот станет ли она созидать или разрушать – зависит лишь от ее обладателей.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий