cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
11/06/2013

От сложного к простому


От сложного к простому

Как неоднократно было замечено, все течет, и все изменяется. И пушкинское восклицание позапрошлого века «ужасный век, ужасные сердца» так же применимо к современным реалиям, как столовое серебро к трапезе из одноразовых тарелок. Да и восклицать подобное не ради риторического аргумента, а всерьез сегодня вряд ли кто–то будет. Качеством сердец нынче озадачиваются разве что заядлые ретрограды и отъявленные интеллектуалы, в основной же массе, людей интересуют гораздо более приземленные проблемы, и задаются они гораздо более простыми вопросами. Правда, и это случается все реже и реже.

Возможно, такое положение вещей вполне нормально. Не всем же терзаться вопросами о судьбах вселенной. Да и думы о хлебе насущном, порой, гораздо более полезны, чем раздумья о проблемах глобального масштаба. К тому же, какое может быть дело до вселенной, когда цены растут как на дрожжах, качество дорог оставляет желать лучшего, а медицина, образование и ЖКХ пребывают в состоянии перманентного реформирования, вызывая нездоровые ассоциации с горе–реформаторством из нашего сравнительно недавнего ­прошлого.

Считается, что сознание определяется бытием. А раз уж бытие кривовато, то нечего и на сознание пенять. Тут, наверное, можно было бы и успокоиться, по нашему старинному обычаю списав причины всех наших бед на плохие дороги и прочий букет различных «приятностей». Но почему–то не дают покоя одноразовые тарелки. Ведь сам факт возможности их существования может послужить прекрасным показателем того уровня, на который опустились жизненные ценности за последние лет ­пятьдесят­–­сто. А если еще учесть, что тарелки тоже часть той материи, то есть бытия, которое определяет нынешнее сознание? Неудивительно, что происходит явный диссонанс сегодняшней действительности с представлениями великих классиков о том, как нужно относиться к жизни. И дело, конечно же, не столько в тарелках, сколько в прочих современных благах материального мира. Не стоит забывать, что помимо пластиковой посуды век технического прогресса подарил человечеству такие чудеса, как телевидение и интернет. И именно эти два современных представителя материи главенствуют в процессе формирования нового сознания с абсолютно новыми жизненными ценностями. Бесспорно, одними из лидеров прежней линейки таких ценностей являлись ум и талант. Ученые, музыканты, актеры, художники, писатели, государственные деятели, которые доказали свою состоятельность собственными трудами или творениями всегда находились на определенной высоте, практически недосягаемой для простых смертных. Являясь неким негласным эталоном Человека, они по праву занимали обособленное положение в обществе, выступая в роли абсолютно лигитимных авторитетов. В то же время, любому человеку «из ­народа», жаждущему публично проявить свои способности в написании стихов, пении, игре в футбол или на сцене любительского театра всегда было с кем сравнить свои «таланты» и убедиться, что «наверх» не попадают просто так. Пушкин прославился не наличием огромного количества любовниц, а стихами; Ломоносов стал знаменит благодаря научным трудам, а не тем, что пришел в столицу пешком и в лаптях; а Чайковского мы ценим не за «это», а за музыку. Так было раньше, теперь же все происходит с точностью до наоборот. В том, что высоты, прежде недоступные для посредственностей стали заполняться ими с небывалой скоростью, состоит одна из основных заслуг Интернета.

«Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик»
из мультфильма «Приключения Незнайки»

Одним из побочных эффектов этого, в общем–то, полезного во многом изобретения стало окончательное стирание незримой границы, отделявшей простых обывателей от представителей касты публичных людей, принадлежащих медийному пространству. Заодно он обеспечил всех желающих площадкой, выйдя на которую каждый может попытаться добиться популярности и сорвать бурю оваций в виде бессчетного количества «лайков» и «перепостов». При этом наличие ума и таланта для многих «звезд» Интернета — вещь совершенно необязательная. И зачастую, для достижения успеха им достаточно просто сесть в лужу. И иногда не только в переносном, но и в буквальном смысле — чем громче всплеск, тем больше слава.

Интернет, среди прочего, обладает уникальной способностью тиражировать глупость и молниеносно распространять ее на необозримую аудиторию, создавая новые рубежи поведенческих моделей для неокрепших голов. Можно сказать, что он во многом явился последней каплей, опустившей сильно вниз по шкале ценностей ранее принятые за эталон жизненные приоритеты, и местами окончательно их опошлил, упростив до чрезвычайности. Но Интернет, с его блогами, соцсетями и форумами не начинал этого процесса, а всего лишь успешно развил начатое телевидением, примерно полтора поколения назад.

Вполне возможно, что все началось тогда, когда даже дикторы уважаемых каналов перестали соблюдать правила русской речи. Апогей данного «новшества» пришелся на начало нулевых, — когда и для дикторов, и для ведущих задача правильно просклонять «двухтысячный год» часто оставалась непреодолимой. И может быть, именно тогда был заложен первый камень в пирамиду нынешней общей безграмотности. Следующий шаг к явному упрощению был сделан с появлением огромного числа телевизионных денежных викторин, для участия в которых даже не обязательно помнить школьную программу, а миллионы рублей можно получить за знание имени отца второго ребенка некой эстрадной звездочки, раскрученной самим же телевидением в рекордно короткие сроки. Засилье подобного рода передач не могло не привести к тому, что народ быстро смекнул: уже не обязательно быть Друзем или Вассер­ма­ном, чтобы не только засветиться на голубом экране, но и срубить денег по–легкому. А незнание грамматики и большей части школьной программы по остальным предметам отныне нисколько не постыдно.

Дальше больше. Процесс, отчасти приведший к принижению ценности знаний и интеллекта, перешел на этические нормы. Как грибы после дождя стали появляться однотипные передачи, суть которых заключается в том, что ведущий (ведущая) при самозабвенной поддержке студийной аудитории с большим азартом ковыряет палкой проблемы оконфузившегося человека или группы лиц. Причем при полном отсутствии чувства смущения у всех участников. Состояние смущения наблюдалось лишь у героев первых передач подобного рода, вплоть до того, что в одной из них главный герой надевал маску, а в другой — скрывался от студийной аудитории в кабинке. Но, судя по всему, люди не слишком отличаются от крыс в плане своей способности очень быстро адаптироваться к любым условиям, и полоскание собственного грязного белья при скоплении как можно большего количества народа очень быстро превратилось в  норму. И вот уже несть числа желающим погрузиться в этот, как оказалось увлекательнейший для многих, процесс. Глядя на подобные передачи, не устаешь ­удивляться тому, сколь далеко шагнуло человечество в своем «развитии». Ведь еще каких–то сто, и даже пятьдесят лет назад вынесение сора из избы считалось делом крайне недостойным, а потому совершенно неприемлемым в приличном обществе. Обсуждение проблем личного плана если и происходило, то только в очень узком кругу особо приближенных лиц. Если же слухи просачивались наружу, рождая на свет сплетню, то случался страшный скандал. Из–за сплетен рушились жизни и ломались судьбы, а сам по себе сплетник считался человеком низким. Что, как не пересуды в обществе, привело в свое время Александра Сергеевича на злосчастную дуэль с Дантесом? Теперь же сплетня не повод для дуэли, а не более чем пропуск на площадку под светом софитов. Ее герой смотрит на нас с экрана телевизора, нисколько не смущаясь тем, что обсуждение его интимных проблем проистекает при стечении миллионной аудитории. Сбил ли он на машине человека, ударил ли кого–то по морде, упал ли лицом в грязь или потерял близкого человека — все это не важно и ни у кого не вызывает и доли смущения. Причем на лицах большей половины объектов обсуждения можно прочитать готовность преднамеренно сесть попой в лужу или упасть лицом в салат, лишь бы вызвать к себе интерес со стороны окружающих.

«Я поэт, зовусь Незнайка. От меня вам балалайка!»
из мультфильма «Приключения Незнайки»

То же самое происходит и на просторах интернета. Отличие лишь в отсутствии софитов и зрителей в студии. Здесь можно откровенно позорить себя просто выкладывая для общего доступа фотографии или видеоролики с собственным участием. Чем больший вызов здравому смыслу и добропорядочным чувствам будет в их содержании, тем больше шансов у них попасть в топ. И ничего, что подписи к выкладываемым материалам кишат грамматическими ошибками, а их главный герой, чаще всего, выглядит полным дураком — позор больше не позор, а всего лишь проверенное средст­во для достижения народной славы.

Все идет к тому, что даже поступки, подпадающие под уголовный кодекс, в глазах общественности перейдут из разряда преступлений в разряд безобидного повода для съемок очередного клипа или целого шоу. Да и слава Герострата, в общем–то, уже далеко не всеми считается позорной. Временами уже сложно разобраться в причинах происходящего. Что это? Элементарная невоспитанность, умственная недоразвитость, разновидность эксгибиционизма или хорошо просчитанный пиар? Почему–то думается, что все здесь завязано одно на другое. Да и какой, собственно, толк разбираться в причинах? Гораздо важнее понять, куда нас может завести путь, навязанный нам как бы помимо нашей воли, но в то же время при полном нашем попустительстве.

Лариса Щурова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий