cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
06/09/2013

Оскароносицы Вуди Аллена


Оскароносицы Вуди Аллена

26 сентября в прокат выходит «Голубоглазая Жасмин» (Blue Jasmine) Вуди Аллена. Исполнительнице главной роли Кейт Бланшетт уже прочат как минимум номинацию на премию «Оскар», как максимум — саму премию, замечая, что роль Жасмин одна из лучших в биографии австралийской актрисы. Pulse прошелся по предыдущим оскаровским картинам Аллена и посмотрел за какие же роли актрисы награждались главной кинопремией мира.

Выпустив в первой половине семидесятых серию смешных, разухабистых и забавных фильмов с уклоном в бурлеск и гротеск, в 1977 году Вуди Аллен снял свою первую кинодраму — «Энни Холл». Картина немедленно получила пять номинаций на высшую американскую кинопремию и четыре из них реализовала. Одну из завет­ных статуэток получила Дайана Китон, как раз и сыгравшая заглавную роль. Весь фильм героиня и ее возлюбленный Элви Сингер (сыгранный самим Алленом) ведут диалоги — бесконечные, многосложные, заковыристые. Они говорят о любви, изменах, счастье и тому подобных вещах. Энни — невротичная и трепетная интеллектуалка, любительница Камю и Феллини — готова больше разговаривать разговоры, нежели пережить подлинные чувства и эмоции. Аллен очевидно иронизирует над родными ему интеллектуалами, использующими заумную лексику в бытовом общении и с трудом справляющимися с простыми ситуациями. Следующий фильм «Интерьеры» (1978), сюжетно и визуально делавшийся с явственный оглядкой на Бергмана, как и «Энни», выиграл пять номинаций на «Оскар». Две получили актрисы Джеральдин Пейдж и Морин Стейплтон, сыгравшие соперниц. Героини были диаметрально противоположны друг другу. Первая — жесткая, привыкшая отвечать за всё и всех жена и мать трех дочерей, уже давно законсервировавшаяся в собственных представлениях о жизни. Вторая — брызжущая энергией, пытающаяся внести мир в непростые, раздерганные отношения падчериц и их мужей. Номинации реализованы не были — в 1979 году перевес оказался на стороне фильмов Хэла Эшби («Возвращение домой») и Майкла Чимино («Охотник на оленей»). В 1980 году Мэриэл Хэмингуэй за роль юной возлюбленной алленовского героя в картине «Манхэттен» была номинирована в категории «Лучшая актриса второго плана». Аллен продолжил изучение, препарирование внутренней жизни и мира высоколобого героя — теле­сцена­риста Айзека Дэвиса, закрутившего роман с 18–летней девушкой и начавшего им тяготиться спустя время. Наивность, доверчивость и очарование героини Хэмингуэй в конце концов возобладали над холодным умом и чрез­вычайной рассудочностью другой айзековой возлюбленной — Мэри Уилки (Дайан Китон). Впрочем, киноакадемики отметили другую актрису — Мэрил Стрип (за роль в мелодраме «Крамер против Крамера»).

Вторая половина восьмидесятых и девяностые оказались, пожалуй, самыми удачными для алленовских актрис. За роль мятущейся и ищущей Ли в драме «Ханна и ее сестры» (1986), а затем в 1994 году за роль взбалмошной звезды сцены в ретро–картине «Пули над Бродвеем» Дайан Уэст выиграла по статуэтке. Мира Сорвино, сыгравшая трогательную, хоть и несколько самоуверенную, проститутку в «Могучей Афродите» (1995) продолжила череду побед. В 1992 году и 1993 году свои заслуженные номинации получили Джуди Дэвис («Мужья и жены») и Анжелика Хьюстон («Загадочное убийство в Манхэттене»). Дэвис отменно исполнила роль женщины, чей муж предлагает сначала просто расстаться, а потом выясняется что у него роман с молодой девушкой. Анжелика Хьюстон сыграла писательницу детективов — цельную, роскошную, уверенную в себе, умную и совершенно не сомневающуюся в своих словах и действиях. Пожалуй, такие героини у Аллена в явном меньшинстве. Преимущество за натурами рефлексирующими, беспокойными, тревожными, пытающимися найти опору внутри себя или хотя бы во внешнем мире, эмоционально не слишком устойчивыми и даже с суицидальными наклонностями. Впрочем, именно за глубокое, тонкое и точное постижение женской природы, извилистой, чрезвычайно подвижной и даже пугающей, Аллена обожают и боготворят и актрисы и зрители. К слову, последний раз премию «Оскар» за роль у Вуди Аллена получала Пенелопа Крус («Вики Кристина Барселона») аж пять лет назад. И возможно, в следующем году карта ляжет в пользу превосходной Кейт Бланшетт и ее голубоглазой Жасмин, уже пополнившей стройные ряды алленовских героинь.

«Оскаровские» фильмы Вуди Аллена, отмеченные номинациями или наградами в категориях «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана»:
1. «Энни Холл» / Annie Hall, 1977
2. «Интерьеры» / Interiors, 1978
3. «Манхэттен» / Manhattan, 1979
4. «Ханна и ее сестры» / Hannah and Her Sisters, 1986
5. «Мужья и жены» / Husbands and Wives, 1992
6. «Загадочное убийство в Манхэттене» / Manhattan Murder Mystery, 1993
7. «Пули над Бродвеем» / Bullets Over Broadway, 1994
8. «Великая Афродита» / Mighty Aphrodite, 1995
9. «Сладкий и гадкий» / Sweet and Lowdown, 1999
10. «Вики Кристина Барселона» / Vicky Cristina Barcelona, 2008

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий