cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
05/05/2014

Опасные связи



Режиссер: Деян Пройковски
В ролях: Евгения Игумнова, Владимир Крылов, Маргарита Бычкова, Кристина Кузьмина, Александра Сыдорук, Денис Пьянов

   Спектаклем «Опасные связи», премьера которого состоялась 12 апреля, театр имени В.Ф. Комиссаржевской продолжает программу сотрудничества с македонскими режиссерами. Кристофер Хэмптон переработал эпистолярный роман Шодерло де Лакло (один из лучших в своем жанре) в пьесу в 1980-х. Переработка оказалась столь удачной, что ее немедленно экранизировали с интервалом в год Стивен Фрирз и Милош Форман. В театре эта пьеса зажила своей вполне успешной жизнью. В Петербурге ее ставил Сергей Черкасский в Театре на Васильевском. Роль женского искусителя и соблазнителя юных девиц тогда отдали Евгению Дятлову. Роль его соперницы – маркизы де Мертей - Наталье Кутасовой. Герои в том спектакле были одеты в стилизованные под эпоху рококо костюмы и платья, а некоторым даже надели парики.

   Деян Пройковски от примет времени в костюмах и сценографии решительно отказался. И там, и там – минимализм и, можно сказать, монохромность. Герои сплошь одеты в черное и строгое. Разве что мадам де Турвель (Кристина Кузьмина) поначалу разбавляет брутальную и мрачноватую компанию черно-белым нарядом, однако после грехопадения уверенно вливается в коллектив людей в темном. Основной элемент сценографии и главный мотив всего спектакля – клетка для птиц (художник Валентин Светозарев). К колосникам подвешен купол из стальных прутьев, который во втором действии спускают и соединив с решеткой, свернутой в кольцо, превращают в гигантскую клетку. В ней один за другим оказываются все персонажи без исключения. Маленькие клетки развешаны по окружности купола и высвечиваются в многочисленных проемах задника, поставленного во всю высоту сцены. 

   В начале спектакля герои выходят на сцену, замирают в различных позах, а отмерев, рассаживаются на стулья вдоль авансцены и по очереди зачитывают роман. Представив друга друга и пунктирно наметив интригу, все расходятся в танце. Принцип пунктирности и тезисности изложения сохраняется до самого финала в отношении всех героев. В данной версии «Связей» нет лишних страстей, эмоций и дополнительных смыслов. Все четко и по-военному слаженно. Что определенным образом подчеркивается и хореографией, придуманной руководителем театра «Крепостной балет» Еленой Прокопьевой. Актеры, выполнив несколько фигур и шагов, застывают на месте как марионетки. Метафором считывается легко: каждый забавляется с другим словно с вещью.  Режиссер Пройковски использует трехходовую схему из серии «пришел – увидел - победил». Владимиру Крылову, прежде игравшему трогательных, наивных, рефлексирующих персонажей, отдали роль хладнокровного и циничного покорителя дамских сердец. В этом и состояла, пожалуй, основная интрига спектакля – удастся ли попытка замечательному актеру Крылову. И партия Вальмона как раз из того разряда, что называется, «на сопротивление». Артист сражается с ней все два с лишним часа сценического времени и не сказать, что в итоге выходит победителем. Зато безоговорочную победу одерживает Евгения Игумнова, играющая маркизу де Мертей. В экранизациях и многочисленных театральных трактовках маркиза, как правило, коварная и расчетливая интриганка, которая двигаясь к цели, спокойно шагает по головам и трупам. Совсем иную интерпретацию предлагают македонские постановщики. Мертей – женственна, очаровательна, полна нерастраченной любви и нежности. Месть ее виконту и прочим – это месть женщины, чьи надежды жестоко обманули. Но стойкость духа героине сохранить удалось, как удалось сохранить и достоинство.

   В итоге зритель оказывается целиком и полностью на стороне несчастной маркизы. Остальные вызывают интерес ровно такой какой обычно испытываешь при виде музейных манекенов – антропологическое любопытство присутствует, однако за душу не берет.

Театр им. В.Ф.Комиссаржевской
(812) 321-59-96    
В.О., Средний пр.,48
www.satira.spb.ru


Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий