cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
07/08/2013

НАДЕЖДА УЛЬРИХА ЗАЙДЛЯ


НАДЕЖДА УЛЬРИХА ЗАЙДЛЯ

8 августа в прокат выходит «Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung) последняя часть трилогии австрийского режиссера Ульриха Зайдля (Ulrich Seidl). Pulse посмотрел, что же документального было в его художественных картинах.

Бывших документалистов не бывает — факт, с которым спорить и сложно, и не нужно. Перешедшие из документалистики в художественный кинематограф стиль съемки и манеру изменить не слишком стремятся, что благоприятным образом отражается на творениях и отличает их в лучшую сторону. Ульрих Зайдль дебютировал в качестве режиссера документального кино в 1980 году, в роли постановщика художественного — в 2001. Состоявшая из нескольких новелл «Собачья жара» (Hundstage) была включена в программу «Особый взгляд» в Венеции–2001, где и получила главный приз. Структурно дебют Зайдля в большом кино напоминает поздние фильмы американца Роберта Олтмена — несколько десятков персонажей, как это случается и в жизни, пересекаются, сталкиваются друг с другом на улицах, магазинах, ресторанах, вокзалах и в подъездах собственных домов и идут дальше. Зайдлевские герои, как правило, не обладают героической внешностью, не совершают подвигов и обычно замкнуты на себе — несчастных, недолюбленных, разъяренных нашествием третьего мира и страшно одиноких. Излюбленная манера съемки — молчаливые статичные общие планы, фронтально развернутые к зрителю, кажется могут длиться бесконечно. Эти безмолвные паузы усиливают ощущение отчужденности героев и друг от друга, и от внешнего мира. Заключенные в небольшие, стерильные герметичные пространства своих квартир и офисов персонажи пытаются выкарабкаться оттуда всеми способами, имеющимися в их скудном арсенале. Даже если эти способы — за гранью добра и зла. Такими порывами движимы, к примеру, украинская медсестра Ольга и австрийский безработный Пауль во второй работе Зайдля «Импорт–экспорт» (Import/Export, 2007). Оба порываются вырваться из нищеты и безнадежности и все больше и больше тонут в них. Ольга, чтобы выжить, сначала работает в службе «секс по скайпу», а затем решает перебраться в Австрию, в «поисках лучшей жизни». Пауль тем временем движется на Восток. Очевидные параллели жизни героев режиссер использует, для того чтобы донести до аудитории вполне конкретную мысль — жизнь «маленьких людей», хоть на Западе, хоть на Востоке, одинаково беспросветна и тяжела, и не стоит даже понюшки табаку.

Спустя пять лет австрийский возмутитель художественного и морально–этического спокойствия выпустил «Рай: Любовь» (Paradies: Liebe, 2012) — первую картину трилогии об основах христианских добродетелей. Главная героиня, 50–летняя австрийка, не блещущая ни красотой, ни великим богатством отправляется в Кению в поисках подлинного чувства. Чувства она там находит, однако вскоре обнаруживает — аборигены попросту вытягивают из нее средства «на больных тетю, племянника, двоюродного дядю и так далее». И тогда Тереза решает нещадно эксплуатировать желание молодых кенийцев заработать легкие деньги. Режиссер насмехается и одновременно сочувствует и тем, и другим, без особого сопротивления принимающим не ими заведенные правила игры. Западное общество, по мысли Зайдля, привычно использует страны третьего мира. А третий мир охотно на этой привычке паразитирует, с легкостью подсовывая вместо подлинного — мнимое и манипулирует иллюзиями и ожиданиями. В следующем фильме — «Рай: Вера» (Paradies: Glaube, 2013)  постановщик подвергает испытанию церковные постулаты, от столкновения с реальной жизнью рассыпающиеся в прах. Рентгенотехник Анна–Мария, уйдя в отпуск, всю себя посвящает служению Иисусу Христу. Со статуэткой под мышкой она бродит от одних, погрязших во грехе, к другим, увещевая словом божьим. И каждый раз терпит фиаско. Меж тем в собственном доме спокойствия и счастья тоже как не бывало. Полупарализованный ­муж­–­мусуль­манин требует, положенную по его мнению, долю внимания и любви. Ночью, в кустах религиозная фанатичка натыкается на оргию. Но даже в этих случаях она воспринимает происходящее как испытания, посланные небесами. Борьба заканчивается не в пользу ­Анны­–­Марии. Утратив остатки самообладания, она укладывается в постель с изображением Христа, сладострастно прижимая статуэтку к телу (эта ударная сцена вольно или невольно отсылает к известному скандальному эпизоду флоберовской «Мадам Бовари»). Затем ее пытается изнасиловать собственный муж. Так и не обретя рая на земле, все претензии она предъявляет недавнему кумиру. Деревянному Христу достаются удары плеткой — той самой, что совсем недавно его почитательница хлестала себя. И Зайдль снова и снова останавливает пристальный и  мрачный взгляд на людях, по большей части своих соотечественниках. И от этого взгляда все чаще холодеет внутри, ибо диагноз, который ставит австрийский режиссер нынешнему существованию, безжалостен и, в целом, безысходен.

Художественная фильмография Ульриха Зайдля:
1. Рай: Надежда (2013) / Paradies: Hoffnung
2. Рай: Вера (2012) / Paradies: Glaube
3. Рай: Любовь (2012) / Paradies: Liebe
4. Импорт–экспорт (2007) / Import/Export
5. Собачья жара (2001) / Hundstage

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий