cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
05/05/2014

Мотивы Полански



15 мая в прокат выходит «Венера в мехах» (La Venus a la fourrure) Романа Полански. Pulse отыскивал возможные мотивы и темы в картинах 1960-1970-х гг.

   Роман Полански дебютировал в полнометражном художественном кино в 1961 году криминальной историей «Нож в воде» (Noz w wodzie). Уже в нем  четко обозначаются и проговариваются мотивы и темы, которые затем будут регулярно использоваться: камерное, замкнутое пространство, минимум персонажей, максимум психологизма и психоанализа, темы двойничества, одиночества, амбивалентности добра и зла, иррациональности и инфернальности происходящего, отсылки к Хичкоку и Кафке.

   Средних лет мужчина, его молодая, прелестная жена и симпатичный незнакомец садятся на яхту и отправляются в путешествие по Мазурским озерам.  Изолированные от всего мира, едва отчалив, они принимаются выяснять отношения. Рассказ о двух мужчинах, схватившихся в борьбе за единственную женщину, Полански выстраивает таким образом, что едва ли не за каждым сюжетным поворотом, по окончании едва ли не каждого эпизода ожидаешь кровавой развязки. Молодой режиссер виртуозно повышает градус напряжения, используя великолепное мастерство оператора Ежи Липмана. Камера плавно качается на воде, медленно отводит взгляд ввысь, движется сквозь камыши. В ее поле зрения то и дело попадает нож – им режут веревку, с размаху вонзают в разделочную доску, угрожают. Отношения накаляются донельзя, но выбраться с яхты людям нет никакой возможности – они попадают в шторм, затем начинается штиль, а вокруг сплошь мелководье. Взрыв, разумеется, неизбежен – и он принимает форму физического столкновения. Соперник повержен и можно отправляться дальше, прихватив заслуженный трофей – собственную жену Кристину.  На внешнем уровне конфликт заканчивается, однако на внутреннем продолжается: и лишь режиссер  знает - что произойдет уже за пределами титров «Конец фильма». 

   В «Отвращении» (Repulsion, 1965) и «Тупике» (Cul-de-sac, 1966), снятых Полански уже в Великобритании главные роли сыграли сестры Дорлеак – Катрин и Франсуаза. В первой британской работе режиссера юная маникюрша Кароль (Катрин Денёв) испытывает невероятные душевные муки, возникающие из-за нереализованных сексуальных позывов. Оставшись одна в квартире старшей сестры, девушка начинает понемногу сходить с ума. Ей кажется, что стены и потолок покрываются трещинами, а пол едва ли не разверзается под ногами. Полански визуализирует разорванность сознания девушки и ее внутренний надлом.
В «Тупике» юную хозяйку старинного замка (Франсуаза Дорлеак) и ее немолодого, слабохарактерного мужа (Дональд Плезенс) берут в заложники два бандита, больше напоминающие клоунов шапито, а затем обстоятельства меняются и влекут за собой и смену ролей. Теперь бесконечно сочувствуешь грабителям банков. Тереза придумывает для них изощренные издевательства, мстя не только за себя, но и за непутевого супруга. Однако эта история выглядела бы совсем уж тягостной и могла бы превратиться в фильм ужасов, если бы не черный и абсурдный юмор, который польский режиссер так любит использовать.

   Экранизацией бестселлера Айры Левина - инфернальным «Ребенком Розмари» (Rosemary’s Baby, 1968) – уже хорошо известный режиссер начал карьеру в Голливуде, открыв киносерию о современном культе дьявола, сатанинских обрядах, справляемых в квартирах обычных домов и т.п. История молодой женщины Розмари, которую используют для зачатия ребенка Сатаны, и чей муж оказался членом одного из упомянутых сборищ, и сегодня вызывает ужас. Однако в реальности игры с темными сторонами этого мира обернулись для режиссера самым чудовищным образом. 9 августа 1969 года его жена, актриса Шэрон Тейт, будучи на восьмом месяце беременности, была жестоко убита бандой Чарльза Мэнсона. Сам Полански чудом избежал той же участи.  Режиссер замолчал почти на 2 года и вернулся за камеру, чтобы экранизировать шекспировского «Макбета» (1971). К теме иррационального, непостижимого человеческим умом он вернулся в абсурдистской «Что?» (Che?, 1972). Молодая американка волею случая попадает на виллу, жильцы которой регулярно оказываются в эдаком Дне сурка. После этой картины Полански возвращается к мрачным сюжетам и берет очередные вершины: в 1974 году снимает нео-нуар «Китайский квартал» (Chinatown), в 1976-м – триллер «Жилец» (Le Locataire). В «Квартале» Полански возрождает и сам жанр, популярный в военное и послевоенное время, и обновляет фабулу, усиливая мотив всемогущего рока, новым мотивом - кровосмесительной связью. В «Жильце», снятом во Франции, режиссер сыграл и главную роль. Здесь он возвращается к любимым мотивам – двойничества и двойственности реальности. Герой по ходу истории впадает в шизофреническое состояние и утрачивает собственную идентичность. Убежденный в том, что он теперь и есть та девушка, которая в начале картины выбросилась из окна снятой им квартиры, повторяет ее действия. Этой картиной Полански подвел итог и собственным внутренним метаниям, тревожившим его на протяжении двух десятилетий. Это еще и итог вынужденных внешними обстоятельствами перемещений с одного континента на другой, поиска дома и семьи. В конце концов он обрел и первое, и второе. А актриса Эммануэль Сенье стала его женой  и музой. Очередной результат их совместной работы можно будет увидеть по окончании майских праздников.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий