cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
20/03/2014

мИЛЫЕ НЕУДАЧНИКИ аНДЕРСОНА


13 марта в прокат выходит фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
Pulse проследил как менялся стиль режиссера.

   Почти всех героев фильмов Уэса Андерсона можно определить словосочетанием «милые неудачники». Будь то закадычные друзья-приятели, решившие сделаться грабителями магазинов («Бутылочная ракета» 1996), ученик престижной академии («Академия Рашмор» 1998) или гениальные дети пронырливого папаши («Семейка Тененбаум» 2001). Из общего ряда выпадает разве что Фокс («Бесподобный мистер Фокс»). Однако он герой мультипликационный, и стоит совершенно отдельно. Меж тем, ни один из нелепых и бестолковых персонажей, придуманных Андерсоном, не вызывает раздражения, а все больше симпатию, сочувствие и печаль.
   В «Бутылочной ракете» три лучших друга маются и обсуждают чем бы им таким необременительным заняться. Найдя, что профессия грабителя подходит чрезвычайно, немедленно переходят от слов к делу. В своем дебюте Андерсон использует визуальные мотивы гангстерского кино: открытые, уходящие куда-то в бесконечность шоссе, придорожные мотели, богато декорированные особняки, магазины, словно ждущие ограблений... Радость узнавания быстро заканчивается, ибо бестолковые друзья ведут себя совсем не так, как поначалу ожидаешь. Первая же, гениально задуманная операция, проваливается, и трио отправляется на нары. Дальше все повторяется. Правда, ключевым видится такой момент – ущерб герои наносят только себе, не принося никакого вреда окружающим. Так же во вред себе действует Макс Фишер (Д. Шварцман) – звездный десятиклассник Академии Рашмор. Он редактор местной газеты, капитан спортивных команд, президент клубов, и проч., и при этом двоечник. В довершение всех бед Макс втюривается в учительницу младших классов, к которой те же чувства испытывает максов приятель – экстравагантный богач в исполнении Билла Мюррея. Оба по уровню развития недалеко ушли друг от друга, а, влюбившись, и вовсе ведут себя как дети. Как и в дебюте, Андерсон продолжает чередовать жанры: мелодраму сменяет комедия, а ее - роман воспитания. Режиссер проговаривает важную для себя тему дружбы. Испытания, поверяющие ее крепость, приводят не к вынужденному компромиссу меж близкими людьми, а к пониманию собственной сущности. В «Семейке Тененбаум» Андерсон доводит тему лузерства до абсолюта. Как сообщает закадровый голос: «Чес уже в десять лет добился больших успехов в финансовой сфере, Ричи - одаренный теннисист, а Марго в десять лет стала известным писателем-драматургом». Однако достижения в прошлом, а во взрослой жизни - ничего путного. И сидят они по уши в таких проблемах, сквозь которые даже психоаналитики продираются с трудом. В «Семейке» режиссерские интонации уже печальнее, чем прежде. А смех – с привкусом горечи. К тому же здесь впервые возникает тема смерти. Прохиндейский папаша (Д. Хэкмен), ссылаясь на болезнь, пытается всех собрать для восстановления почти утраченных связей.
на
   Главный герой «Водной жизни» (2004) - океанограф Стив Зиссу (Мюррей) клянется найти ягуаровую акулу и отомстить за сожранного у него на глазах лучшего друга. Осуществить задуманное Стив собирается с помощью разномастной команды, где каждый достоин отдельного рассказа. За время подготовки к экспедиции обнаруживается, что все связаны меж собой невидимыми нитями отношений и чувств. Заявленная Зиссу в самом начале цель, понемногу становится формальной, а решение давних и сиюминутных сложностей оказывается значительно важнее, чем поимка акулы. В «Поезде на Дарджилинг» (2007) три братца отправляются в путешествие, дабы наконец разобраться со своими проблемами и восстановить порядком поистрепавшиеся родовые узы. Андерсону вполне достаточно 90 минут для рассказа о поиске и обретении себя. По ходу движения (в том числе и поездов) братья дерутся, выясняют отношения, теряют вещи и друг друга, находят, воссоединяются и освобождаются от массы условностей и правил, мешавших жить нормальной жизнью. Окончательное же воссоединение происходит, как и положено, ближе к финалу – по приезду к матери (А. Хьюстон).
   Тема детей, то и дело проявляющаяся в работах Андерсона, окончательно оформилась в картине «Королевство полной луны» (2012). Его главные герои - 13-летние Сэм (Д. Гилман) и Сьюзи (К. Хэйворд) - удрали от всех подальше. Оба ребенка проходят по разделу «странные». Живут они сами по себе, в мире книг и их персонажей. Однако взрослые не меньше одиноки и печальны. Родители Сьюзи (Ф. Макдорманд и Б. Мюррей) уже не могут договориться. А грустный полицейский в исполнении Брюса Уиллиса и вовсе заставит сжаться сердце даже немилосердного зрителя.
   Герои Андерсона, несмотря на дикость поступков и абсурдность происходящего вокруг них, намного подлиннее, чем персонажи фильмов, «основанных на реальных событиях». Будучи американцами по крови, режиссер, его верные сценаристы и актеры последовательно разрушают устойчивые мифы о своей стране. Благополучный финал вряд ли достижим, однако можно попытаться до него дойти. Ведь по пути может случиться масса захватывающего и неожиданного.

Фильмография Уэса Андерсона
1. Королевство полной луны  (Moonrise Kingdom, 2012)
2. Бесподобный мистер Фокс (Fantastic Mr. Fox, 2009)
3. Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники (The Darjeeling Limited, 2007)
4. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou, 2004)
5. Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums, 2001)
6. Академия Рашмор (Rushmore, 1998)
7. Бутылочная ракета (Bottle Rocket, 1995)

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий