cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
14/06/2013

Малик. В поисках равновесия


Малик. В поисках равновесия

6 июня в прокат выходит «К Чуду» (To the Wonder) Терренса Малика. Pulse перетряхнул фильмографию режиссера в поисках общих мотивов.

На сегодня в фильмографии Терренса Малика (Terrence Malick) всего шесть полнометражных художественных фильмов. Дебютные «Пустоши» (Badlands, 1973) навели шороху в рядах зрителей и критиков и позволили 30–летнему режиссеру сразу же застолбить себе место в Голливуде. Вторая работа «Дни жатвы» (Days of Heaven, 1978) по выходу получила самые лестные отзывы и кучу номинаций –— на «Золотой глобус», BAFTA, «Оскар» (в этом случае награду получил оператор Нестор Альмендрос). А дальше наступила пауза продолжительностью в 20 лет. «Тонкую красную линию» (The Thin Red Line) Малик смог снять только в 1998 году, собрав в этом фильме целый отряд голливудских звезд –— от Вуди Харрельсона до Эдриана Броуди. В 2005 вышел «Новый Свет» (The New World) с Колином Фаррелом и Кристианом Бейлом, через пять лет –— «Древо жизни» (The Tree of Life) с Брэдом Питтом и Джессикой Честейн.

Первая работа, снятая за сущие, по голливудским меркам, копейки –— 400 с небольшим тысяч долларов, стала тем, что обычно называют «этапным произведением». В «Пустошах», куда на главные роли позвали молодых Сисси Спейсек (Холли) и Мартина Шина (Кит), молодой режиссер и сценарист перелицовывает американские мифы о «бунтарях поневоле». Время действия (1964 год) и название –— ключ к пониманию. Это пустота и буквальная, физическая –— герои убегают всю картину от своих преследователей по опустошенным, мертвым землям. Это пустота и внутренняя, которую открывает и к которой ведет череда убийств. Наследники Бонни и Клайда здесь вовсе не романтизированные и не мифологизированные молодые люди, а затравленные, вычеркнутые из списков благополучного общества маргиналы, волею рока ставшие убийцами. Если эту картину и можно назвать криминальной драмой, то вывернутой обратной сторону наружу. Снимая «Пустоши», Малик поставил жесткий диагноз социальным институтам и внешне благонравным гражданам, провоцирующих молодых людей на жестокие и бессмысленные дела.

В «Днях жатвы» герои Билл (Ричард Гир) и  Эбби (Брук Адамс) тоже юны и не лишены обаяния, снова толчком к вынужденному путешествию по Америке, на сей раз 1916 года, становится убийство и, как и в дебютной работе, катализатором следующего преступления становится женщина. Простой и незамысловатый сюжет Малик и Альмендрос рассказывают при помощи удивительно совершенного визуального ряда. И если в «Пустошах» кадры были серого, чуть ли не землистого цвета, то в «Днях жатвы» живописная, поэтическая красота вступала в конфликт с поступками героев. Получив за свой второй фильм приз за режиссуру на Каннском кинофестивале 1979 года, Малик на целых 20 лет исчез из поля зрения критиков и публики.

В снятой в 1998 году военной драме об американских солдатах, сражавшихся за Гвадалканал, та же красота изображения, словно созданного великими художниками. Только теперь она еще явственнее противопоставляется кошмару, творимому человеческими руками. И тем острее воспринимается, ощущается едва ли не на физическом уровне гибель героев – главных и второстепенных. «Тонкая красная линия» –— шаг в сторону от тех мотивов и сюжетов, что были заявлены в первых двух картинах, и возможность оценить еще одну грань режиссерского и писательского дара Терренса Малика. В «Новом Свете» режиссер доводит излюбленные мотивы почти до абсолюта. Временем действия выбран XVII век, героями –— индейская принцесса Покахонтас и британский исследователь Джон Смит. Молодых людей разделяет уже не общество и не созданные им институции, а цивилизации, образ жизни, язык. Впрочем, чувства их оказываются настолько сильны, что преодолевают все препятствия. Хотя и на время. Политический конфликт, замешанный на жажде обладания новыми землями и богатствами, не дает этой истории любви развернуться. В «Древе жизни» Малик берется за новый для себя жанр – притчи, первые признаки которой появились в «Новом Свете». Он попытался совершить невозможное – обобщить, придав при этом вполне конкретную физическую оболочку, образы Матери, Отца, Дома, Семьи и т.д. И снова здесь, уже совершенно естественное, визуальное великолепие. Режиссер настаивает на равности понятий – появления на свет новой жизни и рождения мироздания. Если возникает соперничество, пусть даже и невольное, то гибель микро– и макрокосмов неизбежна. После чего начинается хаос, из которого возникает гармония. И так будет всегда. А новые герои Малика продолжат поиски этого равновесия и будут надеяться на чудо.

Фильмография Терренса Малика:
1. К чуду (2012) / To the Wonder
2. Древо жизни (2010) / The Tree of Life
3. Новый Свет (2005) / The New World
4. Тонкая красная линия (1998) / The Thin Red Line
5. Дни жатвы (1978) / Days of Heaven
6. Пустоши (1973) / Badlands

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий