cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
18/12/2015

Ма Ма / Ma ma



Режиссер: Хулио Медем
В ролях: Пенелопа Крус, Луис Тосар, Асьер Эчеандия, Алекс Брендемюль, Сильвия Абаскаль,
Елена Карранса, Анна Хименес, Хавьер Мартос, Анабель Маурин, Мигель Мота, Моника Сагрера


   Магда (Пенелопа Крус) воспитывает 10-летнего сына Дани, мечтающего стать профессиональным футболистом, преподает в школе и страдает от гнусности мужа – профессора философии: тот укатил на море со студенткой-блондинкой. Очередной осмотр у гинеколога (Асьер Эчеандиа) показывает злокачественную опухоль в магдиной груди, после чего жизненные приоритеты героини существенно корректируются. Правда, она не просит о помощи, не ищет поддержки, а поступает ровно наоборот: сына отправляет в летний лагерь, а мужа посылает к чертям. Сознательное одиночество скрашивают редкие беседы со случайным знакомым (Луис Тосар), жена и дочь которого попали в аварию, а врачи не сумели их спасти.  Любовь к сыну и чувства к Артуро, которые Магда начинает переживать, дарят ей еще некоторый срок жизни.

   Хулио Медем снял, пожалуй, один из самых жизнеутверждающих и светлых фильмов об одной  из самых страшных болезней. Как бы вызывающе это ни звучало. Потому что не о смерти здесь речь, а о жизни, которую можно попытаться продлить. Здесь никто не стенает всё экранное время, не льет бесконечные слезы и мелодраматично не заламывает руки. Лишь пару раз Магда будет украдкой вытирать слезы, узнав диагноз. Фильм делится надвое,  как надвое делится и его название. В первой части, несмотря на трагичность обстоятельств, надежды и света больше, чем во второй. Уже лежа на операционном столе, героиня просит оставить хоть что-нибудь от ее груди. Хотя бы сосок, который в тот момент представляется средоточием всего женского в ней. Но отнимая одно, взамен жизнь может одарить чем-то другим, не менее ценным. И Магде выпадает случай познакомиться с Артуро. Поначалу каждый слишком поглощен своим горем, и они лишь коротко общаются. Постепенное сближение начинает приносить успокоение обоим, а затем приходит и взаимное чувство. В «Ма Ме» (в переводе с испанского слово означает еще и женскую грудь) Медем настаивает на том, что человек, в каких бы обстоятельствах он не оказался, обладает мощной витальностью. И даже после смерти можно продолжать жить для других. Незадолго до финала режиссер вводит в историю кадры из фильма о Сиде Кампеадоре, национальном герое Испании. Уже мертвого, его усаживают на коня, дабы поднять и удержать боевой дух войска. Так и Магда, зная про отпущенный срок, узнает о беременности и оставляет ребенка. Тем самым продлевая и свою жизнь.  Помимо элегической истории о женщине и ее мужчинах, есть короткие эпизоды на актуальные темы – об однополых отношениях и разовых связях, призванных снять напряжение внутри пар. В целом же затейливая метафоричность предыдущих медемовских фильмов здесь уступает место простоте и ясности.

   Пенелопе Крус, которая не боится выглядеть некрасивой, измученной, опустошенной, фильм, в первую очередь, обязан тем, что не скатывается в мелодраму в духе «Сладкого ноября». Ее безмолвное существование в кадре красноречивее даже тех не слишком пространных диалогов, что есть в картине. Здесь много боли и отчаяния, но все это подспудно и скрыто. Насколько они нестерпимы можно понять только по судорожным движениям рук Магды, смахивающей слезы, или по глазам Артуро, смотрящего куда-то мимо Магды и повторяющего, что его жена еще жива. Однако света в картине все-таки больше. Света и невероятной жизненной силы, которые и делают героев сильнее неизбежности.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий