cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
28/08/2014

Любимые темы Мудиссона



28 августа в российский прокат выйдет фильм «Мы - лучшие» (Vi ar bast!) Лукаса Мудиссона. Pulse разбирался с любимыми темами и героями шведского режиссера.

   Дебютировал Лукас Мудиссон в 1998 году камерной подростковой драмой «Покажи мне любовь» (Fucking Аmаl), в которой живописал быт и нравы провинциальной Швеции. 16-летняя Агнес живет в заштатном городишке Омоле. Девица хоть и учится прилежно и одна из лучших в классе, но нелюдима и настроена не слишком дружелюбно к этому миру, что и делает ее предметом насмешек ровесников. Жизнь в шведской провинции оказывается совсем не сахар. Однообразное, серое существование, отсутствие видов на будущее доводят Агнес сначала до откровенного конфликта с реальностью. К тому же она влюблена в свою одноклассницу, хорошенькую блондинку Элин. Причины же этой влюбленности кроются в желании найти живую душу в этом унылом месте, где  подростковый досуг сводится к поглощению пива и безбашенным дискотекам. Посему  Мудиссону не важно кто какого пола и почему влюбляется друг в друга. Главное, что настоящее чувство рано или поздно найдет отклик в чьей-то душе и это будет взаимно. 

   Во втором фильме «Вместе» (Tillsammans, 2000)  Мудиссон на время отвлекся от подростковых перипетий и переживаний, и рассказал историю взрослых людей. В Стокгольме образца 1975 года на одной из небольших улиц живет колония под названием «Вместе». Однажды там появляется сестра одного из обитателей - обычная женщина, входит в совершенно иной мир. В этом мире живет стеснительный гомосексуалист Классе, влюбленный в брутального Лассе; чрезвычайно раскрепощенная Лена и ее гражданский супруг Йоран, а также Анна - бывшая лассева жена, по не очень ясным мотивам переметнувшаяся в лагерь лесбиянок. Ожидаемого столкновения диаметрально противоположных миров не происходит. Элизабет безболезненно вписывается в новый для себя образ жизни. Однако ее появление словно  провоцирует жильцов коммуны на решительные поступки. Классе наконец признается в чувствах Лассе. Йоран выгоняет Лену, доставшую его своей сексуальной гиперактивностью. Анна же пытается добиться признания Элизабет, но та предпочитает привычные отношения и даже решается вернуться домой. Во взрослых разборках дети отходят на второй план. Два малыша и два подростка то и дело напоминают о героинях дебюта Мудиссона. Они редко смеются, чаще грустят. Без конца сомневаются  и конфликтуют с действительностью. Погруженные в себя и свои переживания, они смотрят вокруг сквозь оптику собственного внутреннего мира, перпендикулярного реальности. К финалу картины жизнь у всех таки налаживается и герои гуртом отправляются играть в снежки и лепить фигуры из свежевыпавшего снега. 

   После жизнеутверждающего «Вместе» взгляд режиссера на мир помрачнел и он снял две депрессивные картины - «Лиля навсегда» (Lilja 4ever, 2002) и «Дыра в моем сердце» (Hаl i mitt hjаrta, Ett, 2004). Обе истории о подростках-маргиналах. Лиля – в силу непреодолимых обстоятельств, Эрик – сознательно. «Лиля навсегда» основана на реальной истории, случившейся с 16-летней литовской девушкой, оказавшейся в сексуальном рабстве. Постсоветское пространство видится шведскому режиссеру как пространство отчаяния и безнадежности. Здесь нет никакого просвета (изображение всегда темное, словно присыпанное пылью), никаких шансов на перемены к лучшему. От Лили (Оксана Акиньшина) отказывается родная мать, вышедшая замуж в Америку. Ее предает близкая подруга, насилуют местные пацаны. Единственный друг Вовка – 11-летний мальчишка, такой же несчастный и неприкаянный. В «Дыре в моем сердце» главный герой предпочитает сидеть в собственной комнате и контакт с окружающими свести к минимуму. Тем более, что мир этот представлен не самыми приятными его представителями. Отец Эрика и его приятель решают заняться любительскими съемками софт-порно. Героиню находят без проблем: юная Тесс жаждет пополнить ряды мировых порнозвезд и с легкостью отзывается на предложение. А дальше несчастному Эрику только и остается, что наблюдать оргии неприятной троицы. Собственно, намерения режиссера – сделать сатиру на европейское общество – считываются быстро. Однако форма в которую он облекает свои мысли преобладает над содержанием от начала и до конца. И вместо пародии у него получился гибрид мелодрамы с псевдопорнодрамой (ввиду использования искусственных органов). Впрочем, мотивы «Покажи мне любовь» обнаруживаются и здесь: главный герой пытается найти живую душу даже в замкнутом пространстве небольшой квартиры и получить отклик хотя бы у Тесс. Но – безуспешно.

   В последней по времени картине «Мамонт» (Mammoth, 2009) Мудиссон смотрит на глобальные проблемы взглядом антиглобалиста. Что не удивительно — несколькими годами раньше он снял документальную картину об  антиглобалистской демонстрации в Гетеборге. Взгляд его снова смягчается. Сюжет всю дорогу вращается вокруг детско-родительской темы: родители американской девочки Джессики (Мишель Уильямс и Гаэль Гарсиа Берналь) без устали работают и почти не видят дочь. В то время как ее няня-филиппинка вынуждена на время оставить своих детей ради заработка. Каждый герой убеждает себя — он все делает ради светлого будущего. Но будущее это едва не окрашивается в черные тона и самые уязвимые в этом случае – именно дети. В финале картины в разных частях планеты врачи сражаются за жизнь мальчишек: первого пырнула ножом родная мать, второй - сын няни - едва не погиб от рук педофила. Связь малого с большим в глобализированном мире у Мудиссона очевидна. И единственное, что может спасти этот мир, погрязший в нищете, страхах, страданиях и пороках — это любовь.


Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий