cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
04/10/2012

Лодочник


Театр им. Ленсовета
Режиссер: Екатерина Максимова В ролях: Всеволод Цурило, Андрей Попов, Евгения Евстигнеева, Наталья Шамина, Надежда Федотова, Антон Багров







Сторож (Всеволод Цурило), сильно поддающий мужчина, шатается без определенного рода занятий и допивается почти до чертиков. Точнее, до Фонаря (Андрей Попов), с которым ведет задушевную беседу. Путь-тропинка приводит его к женщине с косой (Евгения Евстигнеева), даме энергичной и решительной. Женщина убеждает Сторожа поступить к ней в лодочники, суля полное довольствие и квартиру. Предыдущий работник — Хароныч, правда, удрал отсюда при первой же возможности. Но герой все-таки соглашается и до поры до времени вполне доволен работой, которую оживляют встречи с интересными людьми. Например, с Иосифом Лауреатом (иронично и с блеском сыгранного Антоном Багровым), снабженного авоськой, куда напиханы бюсты классиков литературы. Прелести такой работы заканчиваются, когда в лодке появляется Оля (Александра Камчатова), от которой герой сбежал чуть ли не на следующий день после знакомства 16 лет назад. Драматургу Анне Яблонской было 30 лет, когда в январе прошлого года она погибла в домодедовском теракте. Одесситка, ставшая одним из лучших авторов современной драматургии — острой, иногда суровой, иногда избыточно зашифрованной или чрезмерно жесткой, но — живой и подвижной, оказалась намного востребованнее в российском театре, чем на Украине. Ее пьесы охотно ставились и в столицах и на периферии. Оно и понятно — ведь у Яблонской при всем мраке, горечи и опустошенности в финале свет (то есть жизнь) так или иначе обыгрывает мрак (то есть смерть). Так и в «Лодочнике», поставленном Екатериной Максимовой на малой сцене Театра Ленсовета. Спектакль открывается проекцией черно-белой непроявленной пленки на белый задник сцены. Белые люди ходят по темным улицам, контуры размыты и неясны. Призрачный город живет своей жизнью, куда-то суетливо движется, бежит. Откуда-то сбоку выползает Сторож. Кино гаснет, и из черного экрана-занавеса появляются белые руки-ветви. Фактурный Всеволод Цурило отлично вписывается в роль потерянного и полураздавленного человека, которому, в общем-то, все равно, где проживать то, что осталось от жизни. «Бог создал меня писателем, а злая судьба изнасиловала и сделала сторожем», — жалуется он деревьям в саду. Смысл существования, что называется, утерян, а посему предложенный вариант сотрудничества со Смертью (женщина с косой это именно она) самый комфортный и душевно не затратный. Перевози себе с одного берега на другой поступающих с того света на белой лодочке в форме человеческой ладони и ни за что больше не отвечай. Об ответственности приходится вспомнить, когда появляется Оля, от которой он сбежал без объяснения причин и которая 15 лет назад родила дочь Маргариту (Анастасия Дюкова). Тут-то в истории, замешанной на мифах об Орфее с Эвридикой и Хароне, и происходит перелом. У Сторожа наконец-таки появляется то, ради чего стоит и жить, и действовать. Проконсультировавшись у йога (Артур Ваха на видеоэкране), он вместе с Ритой перебирается на тот берег и спасает любимую. Печальную философскую сказку несколько портит чрезмерная сентиментальность финала, в котором герои все в белом радостно танцуют на фоне трогательных буколических пейзажей. Но к тому моменту главные мысли до публики уже донесены: если у тебя есть хотя бы один любящий человек, значит, жизнь эта чего-то да стоит и проживается она не зря.

Наталия Эфендиева

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий