cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
16/02/2013

Литургия Zero


Литургия Zero

В 1863 году Федор Михайлович Достоевский спустил в казино Баден-Бадена и собственную наличность, и средства тогдашней своей подруги Аполлинарии Сусловой. Пришлось заключить соглашение с издательством о новом романе — «Игрок» был написан скорейшим образом. Место действия повествования — вымышленный курортный городок Рулетенбург. Историю об одержимости игрой, о том, как эта одержимость становится единственно возможным способом существования — вне ее нет ничего и никого — Валерий Фокин уложил и в хронометраж менее двух часов. Смысловой центр спектакля — исключительных размеров рулетка, установленная на поворотном круге. Она же амвон, постамент, источник лечебных вод. На нее поднимается крупье перед началом игры и его пронзительный контртенор чередуется с голосами игроков, которые движутся словно автоматы, подчиняясь чьей-то невидимой воле. К ней идут на поклон и жертвуют не только состояниями, но и душами, и жизнями. Время от времени она источает целительную жидкость — игроки набираются сил, чтобы спустя мгновения истратить их вновь. Весь мир в этой постановке есть игра. Но не та, от которой становится легко и приятно, а та, что подчиняет себе, разрушает, уничтожает. Семейство русского генерала, остановившееся в одном из отелей городка, живет ожиданием смерти бабушки. Ее уход должен решить их финансовые проблемы. Вокруг помутневшего рассудком от любви генерала (Сергей Паршин) вьется сладострастная m-lle Blanche (Мария Луговая). Вертлявый маркиз де Грие (Тихон Железников) обихаживает Полину (Александра Большакова), влюбленную в un uchitel Алексея Ивановича (Антон Шагин). И за всеми издалека наблюдает мистер Астлей (Александр Лушин), чья молчаливая, демоническая фигура отсылает, например, к лермонтовскому Неизвестному из «Маскарада». Валерий Фокин, сократив романный текст, существенно урезал и партии героев. Характеры обозначаются парой-тройкой мазков, связи между персонажами намечены пунктирно.

Антон Шагин (специально для этой роли выписанный из московского «Ленкома») обладает нужным для Достоевского мощным, взрывным темпераментом и достаточной нервностью и чувствительностью. Но образ игры оказывается настолько всеобъемлющим, что через некоторое время заслоняет и господина учителя, и его переживания по поводу мучительных отношений со своенравной Полиной и мирозданием. Соперничать с этой сильной метафорой удается пока лишь Эре Зиганшиной в роли la baboulinka, «грозной и богатой, семидесятипятилетней Антониды Васильевны Тарасевичевой, помещицы и московской барыни». Все то время, что отведено ей на сцене — единоличный актерский мастер-класс. На сцену ее выносят в плетеном кресле четверо молодых людей. Не покидая своего трона, барыня приструнивает генеральское семейство и компанию, а после отправляется в игорный дом. Жажда выигрыша вкупе с какой-то космической силы энергией оказываются настолько сильными, что после пары промахов шарик-таки послушно соскакивает в лунку «zеro». Сорвав непомерной величины куш, Антонида Васильевна остановиться уже не в состоянии. Рассудок же возвращается лишь после оглушительного проигрыша. Но и «профершпилив» 15 тысяч целковых, la baboulinka не утрачивает иронию. Еще чуток поговорив со старшей внучкой, она встает с кресла, легким движением руки снимает шляпку и, небрежно кинув ее, удаляется за кулисы танцующей, изящной походкой. Словно и не было в ее жизни ни рулетки, ни спущенного в пустоту состояния.

Литургия Zero в Александринском театре

Режиссер: Валерий Фокин
В ролях: Антон Шагин, Эра Зиганшина, Александра Большакова, Александр Лушин
Сергей Паршин, Тихон Жизневский, Мария Луговая

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий