cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
05/04/2012

Лишняя наука


Лишняя наука

Нынешний апрель, помимо дня космонавтики, ознаменован еще одним праздником, напрямую связанным с освоением космоса - 28 апреля будет отмечаться Международный день Астрономии.

Праздник этот, прежде всего, дорог тем, кто причисляет себя к астрономическим кругам по долгу службы или по велению сердца. Для большинства же простых обывателей, следует прямо сказать, это не ахти какая грандиозная дата. Где-то в глубине души, конечно же, многие испытывают чувство если не гордости, то хотя бы удовлетворения, от того, что и первый искусственный спутник Земли, и первый человек в космосе – наши. Но, по большому счету, где космос и где мы? Зачем забивать голову, казалось бы, совсем ненужными в жизни вещами?

Судя по всему, именно так подумали наши «сильные мира сего» и отменили астрономию, как школьную дисциплину. То есть она конечно же не запрещена (и на том спасибо), но и официально не преподается. Как оказалось, изъять целый предмет из школьной программы не составляет особого труда – нужно всего лишь не утвердить школьный учебник по «лишней» дисциплине, и результат не заставит себя долго ждать. Теперь Астрономию преподают лишь в некоторых школах и только на правах спецкурса или факультатива.

Но насколько лишней и для кого может считаться одна из старейших фундаментальных наук, дающая представление как о мироустройстве, так и о положении человека во вселенной? Наука, во все времена своего существования влиявшая на развитие других наук, культуру, философию, искусство и прикладные исследования.

Не вдаваясь в подробности древнейшей истории развития астрономии, как научной дисциплины, обязательной для изучения, можно лишь упомянуть, что в России она являлась таковой и в дореволюционных гимназиях (предмет - космография), и в советских средних школах. До определенного времени она занимала немало места в школьных расписаниях и сопровождалась даже обязательными практическими занятиями. Любой советский старшеклассник имел возможность получить все необходимые знания об устройстве вселенной, так и навыки наблюдения за небосводом. Кризис школьного изучения астрономии начался в конце семидесятых, когда всеобщий депрессивный настрой, свойственный для эпохи застоя, начал сказываться и на системе образования. Из астрономии постепенно ушла практика, а затем и немалая доля учебных часов. Но, тем не менее, она оставалась в школьной программе и хоть как-то, но доносила до учащихся элементарные астрономические знания.

С чем же мы остались на сегодняшний день? Вместо того, чтобы реанимировать давно «хандрившую» астрономию, взяв из прошлого опыта ее преподавания все лучшее, было принято решение об «эвтаназии». Судя по всему, люди, от которых зависело решение данного вопроса, не задумывались, к каким последствиям подобные решения обычно приводят.

Лишняя наукаУже сегодня опросы показывают, что огромная часть населения уверена, что Солнце вращается вокруг Земли, а подавляющее большинство не может объяснить причину смены времен года. Среди недавних выпускников даже технических ВУЗов все чаще попадаются люди, не знающие, что такое обсерватория и кто такой Циолковский. Также у нас нынче мало кто ведает, что звезда и планета – это далеко не одно и то же.

С одной стороны, на все это можно опять же ответить, что подобные знания в повседневной жизни не нужны. Вполне достаточно того, что местонахождение Полярной Звезды преподают на уроках ОБЖ в разделе ориентирования на местности, а устройство вселенной в одном из разделов Физики.

Но не стоит забывать о том, что Астрономия, несмотря на свою тесную связь с другими науками, всегда была наукой самостоятельной и целостной, имея свои объект и метод исследования. И помимо создания методов ориентации в пространстве и времени, так необходимых в нашей повседневной жизни, она всегда выполняла еще и общекультурную «повинность», определяя место человечества во Вселенной. А какое место во Вселенной может занимать человек, не обремененный знаниями о том, что представляет из себя планета, на которой он находится, почему день сменяет ночь, а весна зиму, и почему происходят солнечные затмения.

Что касается прикладной миссии Астрономии, то не пробелам ли в знании этой науки у власть имущих мы должны быть обязаны некорректной отменой сезонного перевода часов – ведь в последний раз часы перевели явно не тогда и явно не в ту сторону. И не яркий ли это пример того, во что может вылиться исключение Астрономии из школьной программы в масштабах всей страны.

В сложившейся ситуации настораживает еще и то, что Астрономию исключили из школьной программы именно тогда, когда все ведущие страны мира осуществляют научный прорыв в области астрономии и физики космоса. Там Астрономия находится на пике внимания и популярности. Россия же, как обычно, идет своим особым путем. И надо сказать, что и в этот раз в отсутствии логики ей не откажешь. Двигаясь вперед под лозунгами модернизации и инноваций, она, в то же время, изымает из школьной программы одну из фундаментальных наук, несколько «подправляет» преподавание других наук, и больше времени начинает уделять физическому воспитанию и истории религии. Отсутствие логики - тоже логика. И не пора ли уже подвести под происходящим некую логическую черту. Не пора ли уже подумать об официальной отмене изучения фундаментальных наук. Единственная незадача - научные прорывы и первенство в создании новых технологий нам тогда уж точно светить не будут. Зато самым любимым апрельским праздником станет День Дурака, а не какой-то там Астрономии.

Дарья Демина

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий