cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
05/02/2015

Левиафан


Левиафан

Режиссер:
Андрей Звягинцев
В ролях:
Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова,
Алексей Розин, Сергей Походаев, Валерий Гришко, Сергей Бачурский, Платон Каменев, Ирина Вилкова,
Кристина Пакарина, Леся Кудряшова

   Фильм Андрея Звягинцева только-только вышел в прокат, но еще до официальной даты вызвал мощную реакцию всех, кто сумел найти картину в сети и посмотреть. В этой ситуации удивляет, что «Дурак» Юрия Быкова о том же, о чем и звягинцевская картина. Однако в прокате прошел очень и очень скромно (17 копий на всю страну) и столь сильного резонанса, увы, не вызвал. Хотя мог бы.

   Первый пример, который приходит при просмотре быковской картины – «Зина-Зинуля» Павла Чухрая. Там героиня тоже отстаивала свою правду, сражалась с системой и небезуспешно. Быков, как и Чухрай, снимает социально-бытовую драму про героя-одиночку, который сначала под влиянием обстоятельств, а затем уже по собственному желанию вступает в схватку с властями, и шире – со всем городом, включая родную семью. Сочувствовать и сопереживать кроме как герою Артема Быстрова здесь больше и некому. Неприятны общежитские жильцы, которых сантехник пытается спасти: сплошь наркоманы, алкоголики, бездельники, а попросту говоря – люмпены. Априори неприятны чиновники. Сначала они, конечно, демонстрируют некоторое человеколюбие, быстро его исчерпав, ведут себя как исстари положено – нагло, трусливо, подло. Зато чем дальше, тем больше зрительские симпатии на стороне Никитина. Неуступчивость, несговорчивость и конкретные гуманистические принципы касательно человеческого сосуществования не могут не вызвать положительных чувств. А еще герой Артема Быстрова – несомненный человек действия, готовый сопротивляться до самого конца. Каким бы он ни был. Юрий Быков снимает жесткое, критическое социально-бытовое кино, где все и всё узнаваемо и с легкостью проецируется на собственные места проживания, с поправкой на местный колорит. Андрей  Звягинцев в своем кино решается зайти на заповедную территорию - на которую столь открыто пока вступать никто особенно и не решался – территорию отношений власти и религии. Разумеется, «Левиафан» полон метафор вербальных и визуальных. 

   Эта картина, как и быковская, о российской реальности. Однако первое явное отличие от «Дурака» – в «Левиафане» нет героев, вызывающих хотя бы минимальную симпатию. Не предусмотрены они, по Звягинцеву, нашей сегодняшней реальностью. Власть, представленная мэром города (Роман Мадянов) - уверовавший в свою ненаказуемость кукловод, в нужные моменты дергающий за ниточки то прокурора, то начальника милиции, а то судью. Выше разве что Царство божие, представителем коего на земле грешной является церковь. На ее территории и происходит смычка власти духовной с властью исполнительной. Собственно, после демонстрации этой смычки жизнь главного героя и начинает рушиться. Ибо противостоять двум силам сразу возможно разве что в сказках да былинах. Николай (Алексей Серебряков) противостоять не очень-то пытается. Точнее – вовсе не пытается. И это второе отличие фильма Быкова от фильма Звягинцева. Там, где сантехник Никитин уж наверняка пустил бы ружье в дело, автослесарь Николай лишь им размахивает, а стреляет разве что на пикнике, устроенным в честь дня рождения главного местного гаишника. И дальше он с удивительным смирением принимает удары, не пытаясь даже увернуться. Его предают жена и друг, от него отказываются немногочисленные друзья,  землю отбирают, а дом разрушают. Самого же Николая судят за деяние, которого он не совершал. В одной из ранних версий сценария финал был иным: герой все-таки пытался отстоять если не имущество, то хотя бы самого себя. Однако от такой концовки решили отказаться. Безучастность, беспросветность, безнадежность, безысходность, бессилие и так далее – пожалуй, самые подходящие определения, которыми можно описать впечатление от «Левиафана».  Однако одной лишь этой попыткой - назвать вещи своими именами вслух и перед большим количеством людей - Андрей Звягинцев уже заслуживает как минимум уважения, как максимум – восхищения.   

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий