cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
05/09/2017

Квадрат / The Square


Квадрат / The Square
Режиссер: Рубен Эстлунд
В ролях: Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст,  Терри Нотари, Кристофер Лессе, Марина Шипченко, Мартин Седер, Линда Анборг

Кристиан (Клас Банг) руководит музеем современного искусства, разведен и работает «воскресным папой» для двух несовершеннолетних дочерей. Однажды у него крадут бумажник и телефон. Один из сотрудников обнаруживает пропажу, отследив его путь по навигатору, и предлагает сочинить записку с требованием вернуть украденное, рассовав ее по всем почтовым ящикам дома, где, вероятно, живет воришка. Кристиан соглашается на авантюру. Однако по этажам придется бегать ему самому. 
Рубен Эстлунд снимает фильмы немногим быстрее своего соотечественника - режиссера Роя Андерссона – один фильм в три года. Андерссон вспоминается первым делом, когда смотришь «Квадрат» - тут есть отсылки и визуальные, и сюжетные. Правда, Эстлунд смотрит на мир оптимистичнее, чем его старший коллега. 

В прологе Кристиан даёт интервью американской журналистке Энн (Элизабет Мосс). Та задаёт сначала общий вопрос, а затем переходит к конкретике и зачитывает фрагмент текста с сайта музея с просьбой прояснить значение сказанного. Услышанное можно расценить как ахинею, но Кристиан принимается пространно рассуждать о том, что же такое искусство. В частности – современное. После этой встречи и случается кража – прямо посреди площади, на глазах у прохожих. Не слишком значительное событие запускает череду других, уже более значимых. И в конце концов испытания, которые посылает Кристиану судьба поменяют его взгляд как на мир, так и на самого себя.
 
Эстлунд иронизирует по поводу не только современного искусства, но и современного общества, где в полушаге друг от друга сосуществуют люди обеспеченные и нищие, где появление машины «Тесла» в бедном районе Стокгольма вызывает травматичный для ее владельца интерес, где имидж важнее настоящей сути и тому подобное. Однако люди богатые столь же уязвимы, сколь и те, кого таковыми считают и называют борцы за социальные права. 

А что же квадрат? В пространстве квадрата, по мысли художницы, придумавшей такую инсталляцию, все без исключения смогут ощутить себя равными и свободными. А Рубен Эстлунд весь фильм последовательно опровергает эту утопическую идею.

Наталия Эфендиева

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий