cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
08/11/2016

Куда бы еще вторгнуться?



Режиссер: Майкл Мур 

   Режиссер Майкл Мур стал широко известен после каннского и оскаровского триумфов, когда за жесткий и язвительный фильм «Боулинг для Колумбина» был награжден юбилейным призом фестиваля и премией Американской киноакадемии. История о перестрелке в колледже была центром документальной истории и стартом для исследования феномена Штатов: почему оружия у граждан этой страны больше, чем телевизоров, кто поддерживает идею повального обладания ружьями и пистолетами. Выбранному однажды способу подачи материала Мур почти не изменял. Как правило, контекст, мнения очевидцев того или иного процесса или события режиссер подверстывал под собственную картину мира. Временами это выглядело по-пропагандистски напористо («Здравозахоронение», «Восстание бездельников»), временами материал оказывался сильнее автора («Фаренгейт 9/11») и тогда рассказ приобретал большие объем и глубину. Убежденность Майкла Мура в том, что капитализм едва ли не единственное и главное зло на земле, предстающее в самых разнообразных формах, периодически играла с ним дурную шутку.

   Желание разоблачить всех и вся больше смахивало на начетничество, чем на попытку по-настоящему проанализировать реальность. Поэтому от фильма с названием «Куда бы еще вторгнуться?» ожидаешь очередного выпада в сторону частной собственности и всему ей сопутствующего. Поначалу так и происходит. Мур объезжает европейские страны – Италию, Францию, Германию, Финляндию, Словакию и др. В каждой он демонстрирует примеры заботы и участия владельцев заводов, газет, пароходов, а также государства и местных органов управления – по отношению к работникам и гражданам. В свою очередь итальянцы, французы, немцы, словаки и др. поражаются, как можно отпускать сотрудника в неоплачиваемый отпуск, принимать пищу, которой кормят в школьных столовых, не заботиться о лояльности рабочих, платить за учебу и так далее. Всю первую часть картины режиссер в каждой стране, куда он приезжает, собирает лучшие примеры жизнедеятельности человека. Конечно же, практики, заведенные в США проигрывают европейским едва ли не по всем пунктам.  Казалось бы, антиамериканский посыл фильма очевиден. И не внове для тех, кто видел работы Мура не раз. Но здесь-то и кроется главный фокус «Куда бы еще вторгнуться?» - режиссер вовсе не обвиняет свою страну, а пытается создать коллекцию образцов, которые следует использовать для обеспечения необходимыми материальными и духовными благами более высокого уровня. Методы, которыми Майкл Мур прежде доносил свои мысли до зрителя, далеко не всегда были корректными. Но в случае с этой картиной понятно, что всем странам следует не сражаться друг с другом, а брать продуктивное и действенное для общего блага. К еще более неожиданным открытиям режиссер приходит во второй части истории, чем несомненно порадует борцов за права женщин. Главный же вывод, который делаешь после просмотра - даже при самом благоприятном государственном устройстве есть к чему стремиться и что менять. И процесс этот бесконечен и увлекателен.


Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий