cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
18/08/2016

Королева пустыни / Queen of the Desert



Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Николь Кидман, Роберт Паттинсон, Джеймс Франко, Холли Эрл, Бет Годдард, Дэвид Колдер,
Кристофер Фулфорд, Рене Файя, Марк Льюис Джонс, Кристина Лоу, Дэмиан Льюис, Дженни Агаттер

   Начало 1890-х. Девица Гертруда Белл (Николь Кидман) чрезвычайно образована, умна, жаждет открытий и приключений. Родители жаждут выдать ее замуж, для чего устраивают регулярные балы и приемы, где дочь должна подыскать себе будущего мужа. Женихи, в основном, попадаются то похотливые, то недалекие, то бестолковые – сплошь комические персонажи. В конце концов отец отправляет Гертруду в тегеранскую дипмиссию, которой управляет его брат. На первом же приеме юное создание встречает свою любовь – Генри Кадогена (Джеймс Франко), младшего сына известного аристократа графа Кадогена. На внимание Генри претендует еще гертрудина кузина, что не смущает внезапную разлучницу. Бурный роман прерывает родительское требование вернуться домой. Гертруда уезжает в Англию и приезжает назад – чтобы отправиться в путешествие по Востоку.

   Проще всего объяснить кто такая Гертруда Белл с помощью простой аналогии - это Лоуренс Аравийский в юбке. Ее роль для Британии в Первой Мировой войне, и в создании арабских государств столь же велика. И нынче остается столь же недооцененной. Имя Лоуренса Аравийского тоже не у всех на устах, разумеется. Однако о нем знают не в последнюю очередь благодаря выдающемуся исполнению Питера О’Тула в оскароносном одноименном фильме Дэвида Лина. Личностью же Гертруды Белл кинематографисты почему-то не интересовались. Хотя событий ее жизни хватило бы не то что на фильм, на несколько телесезонов. Родившись в состоятельной семье, Белл получила блестящее образование, а затем проводила дни и ночи в бурных светских встречах и вечеринках. Все решила поездка в Бухарест - к дипломатическому дяде, сэру Фрэнку Ласселзу. Точнее – возвращение оттуда на родину через Стамбул. Восток так впечатлил юную девушку, что мысли о семье и статусе домохозяйки были немедленно оставлены. Дальше последовали жизнь в Иране, любовь к Генри, разлука, путешествие по территориям арабских племен, занятия археологией и картографией, новая любовь и новая неудача, получение первого в истории британской армии статуса  женщины-офицера военной разведки и так далее. Не жизнь, а авантюрный роман с элементами мелодрамы и триллера. История Гертруды Белл словно была создана для того, чтоб ее экранизировал именно Вернер Херцог. Режиссер, рассказывавший о мощных личностях – одиночках, стремящихся достичь невозможного: построить оперный театр в дебрях Амазонки («Фицкарральдо»). найти страну Эльдорадо («Агирре, гнев Божий») или несколько раз сбежать из плена, пробиваясь сквозь джунгли к своим («Спасительный рассвет»). Реальная Гертруда Белл легко вписывается в ряд героев Херцога – людей исключительных качеств, одержимых идеей, и на своем пути не считающихся ни с кем и ни с чем. Но, увы, никак не в заурядном исполнении Николь Кидман. В «Королеве пустыни» особенно отчетливо понимаешь, как не хватает Херцогу исполнителя уровня Клауса Кински – темпераментного, с бешеной энергией, отчаянного, безумного. Ничего подобного нет в игре Кидман и близко. В элегантных нарядах «прекрасной эпохи» она больше напоминает классную даму, а не склонную к авантюрам и шокирующим выходкам юную девицу, привлекавшую мужское внимание не столько своим поведением, сколько тем, что ее больше интересовали новые знания и занятия, чем любовные игры. Выбор актрисы на главную роль можно объяснить тем, что Херцог таким образом получил достаточное финансирование для своего фильма. Также можно объяснить и приглашение Франко и сверхпопулярного телеактера Дэмиена Льюиса, чья кинокарьера пока идет ни шатко, ни валко.

   Херцог, как и в предыдущих своих фильмах, минует реальные исторические факты, выстраивая собственный, нужный ему сюжет. Половина его уходит на предысторию героини – как она дошла до жизни такой. Другая половина повествует о занятиях наукой, в сопровождении глубокомысленных внутренних монологов, и втором романе – с майором Чарлзом Дауи-Уайли (Льюис). Эта серия картинок проходит перед зрителем словно выставка в галерее. Герои второго плана служат лишь для того, чтоб продемонстрировать либо дипломатический дар Гертруды, либо испытать ее волевой и несгибаемый характер. Выполнив нужную функцию, они исчезают с экрана безвозвратно. Временами ситуацию спасают великолепно снятые давним соратником Херцога – оператором Петером Цайтлингером -  восточные пейзажи, чью красоту не в состоянии испортить ни дурная игра Кидман, ни вялый сюжет. «Королева пустыни» обнадеживающая в завязке, в финале разочаровывает окончательно и единственная благодарность, которую можно адресовать авторам фильма – за извлечение имени Гертруды Белл из забвения, которая уже давно заслуживала того, чтобы о ней узнало как можно больше людей.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий