cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
08/11/2012

КАРМЕН


КАРМЕН

Скажем сразу для тех, кто рассчитывает увидеть на сцене Театра на Литейном красавицу Кармен, ее вспыльчивых обожателей и привычные страсти-мордасти — из перечисленного будут только обожатели. Знаменитая история разыгрывается исключительно силами мужской части труппы. Пространство сцены пусто и черно. Боковые стены и задник затянуты тканью. В глубине — то ли кость (судя по внушительным размерам какого-то мифологического быка), то ли ствол некоего древа (тоже мифологического). Ее будут перемещать на авансцену и обратно, увозить, вытаскивать вновь, вращать туда-сюда. Восемь молодых людей будут лазать по ней, лавируя между «шипами», кувыркаться, как на турнике, балансировать словно канатоходцы и т.п. В общем, продемонстрируют неплохую физическую подготовку. Еще они будут танцевать, бегать, прыгать и совершать предостаточно энергичных и резких движений. Так, по всей видимости, представляют себе страсть режиссер Галина Жданова и балетмейстер Ирина Любарская. В своей «Кармен» авторы предприняли попытку проиллюстрировать, как мужчины воспринимают женщину, но размышляя об этом с женской колокольни.

Понятие «собирательный образ» здесь реализуется в буквальном смысле. Семь актеров призваны изображать тореадора Хозе — вернее, его переживания, возникающие в те или иные моменты повествования. Восьмой — собственно сам Хозе — как бы наблюдает за проявлениями своей пылкой натуры со стороны. Так же, как короля играет свита, Кармен играют мужчины. Однако нельзя сказать, чтоб очень уж убедительно. В начале и в конце молодые люди в современной одежде (кенгурухи, кеды, джинсы, футболки) пылко и с подлинным азартом высказываются на предмет того, что за существо такое — женщина.

За разговорами на животрепещущие во все времена темы действие потихоньку перетекает к сюжету и тексту Проспера Мериме, чья новелла и взята за основу постановки. Мужчины продолжают произносить слова, двигаясь то вместе, то поврозь, а то поодиночке, иллюстрируя накал страсти к вольнолюбивой цыганке. И в какой-то момент вдруг понимаешь — драматическое движение очевидно подменяется движением физическим. То есть герои чего-то без конца делают, но смысла в происходящем больше не становится.

Из реплик, интонаций, пластики и должен бы сложиться образ Кармен. А он не складывается. Ибо литературная героиня, созданная воображением Мериме — существо, с одной стороны, вполне себе реальное (работница табачной фабрики в Севилье), а с другой — миф, средоточие всего того, что так притягивает мужчину, даже помимо его желания. Некий обобщающий и неуловимый образ. Миф любви и страсти. Тот самый, что покоряет свободой, захлестывающими эмоциями, чувствами, сметающими всех и вся, силой переживаний и героями. По версии, предложенной Галиной Ждановой, мужчин не захлестывает ничего и никуда. Скорее, утомляет. Как утомляет зрителей настойчивая до раздражения демонстрация маскулинного превосходства. А от однообразия идей, увы, не избавляют ни Мериме, ни Лорка.

Режиссер: Галина Жданова
В ролях: Александр Рязанцев, Михаил Касапов, Сергей Колос, Александр Кошкидько, Никита Кузьмин, Сергей Матвеев, Сергей Миронов, Игорь Сергеев, Евгений Тележкин, Евгений Чмеренко, Михаил Щетинин

 

ТЕАТР НА ЛИТЕЙНОМ

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий