cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
11/08/2011

Италия. Флоренция.Движение по красной стрелке


Италия. Флоренция.Движение по красной стрелке

Италия умеет преподносить сюрпризы. Только надумаешь, «как положено» порядочному туристу, чинно осмотреть пару музеев и галерей, как живая настоящая Италия вносит в твои планы свои коррективы. Впрочем, жалеть об этом никогда не приходится. В этот раз во Флоренции, собравшись посетить галерею Уфицци, мы совершенно неожиданно для себя попали на легендарную автомобильную гонку «Тысяча миль».

Итальянский фетиш

Вообще-то в историческом центре большинства итальянских городов, и во Флоренции, в частности, проезд частного автотранспорта запрещен. Поэтому когда из-за угла той самой галереи Уфицци в черных клубах выхлопных газов с ревом и грохотом вылетел роскошный автомобиль годов этак тридцатых, с водителем в кожаном шлеме и очках-консервах, а за ним еще один, и еще, и еще, мы, честно говоря, остолбенели. И только потом разглядели на стенах домов красные стрелки. «Это же «Милле Милья»! Одним словом, о своих планах мы мгновенно забыли и следующие часа два-три просто перебирались с места на место по красной стрелке, подкарауливая новое появление рычащих раритетов.

Такое ощущение, что добрая половина Флоренции занималась тем же самым. И не удивительно. «Милле Милья» или «Тысяча миль» – самая знаменитая в мире гонка ретро-автомобилей. Не просто парад или выставка, а самая настоящая гонка, проходящая точно по тому же маршруту, что и 84 года назад, когда эти автомобили еще не носили приставку «ретро», а были последним словом автопромышленности – самыми быстрыми, самыми выносливыми, самыми красивыми. Тысяча миль, или 1 600 километров от Брешии до Рима и обратно.

Сегодня гонка «Тысяча миль» превратилась в своеобразный итальянский фетиш. В дни гонки символику «Милле Милья» можно увидеть практически везде – от витрин магазинов до футболок горожан. А уж на ее родине, в Брешии, где «Тысяча миль» – главное событие года, знаменитая красная стрелка красуется даже на женском нижнем белье.

По дорогам Италии

Своим появлением на свет гонка «Тысяча миль» обязана… оскорбленному самолюбию автомобилистов города Брешия и его тогдашнего мэра. Дело в том, что именно в Брешии в 1921 году проходил первый итальянский Гран-при, организованный Автомобильным клубом Брешии. Мероприятие оказалось настолько удачным, что идею у города… украли. Автоклуб Милана перехватил инициативу и буквально за год построил специальную трассу для гонок недалеко от города

Монц. И в 22-ом году Гран-при проходил на новой трассе, удобной и современной трассе.

Мэр Брешии был в ярости. И понятно почему. Брешия – небольшой и далеко не самый знаменитый город страны. Исторических достопримечательностей там, конечно, хватает. Но этим может похвастаться практически любой населенный пункт Италии, а вот собственная автомобильная гонка – это эксклюзив, способный привлечь и туристов, и инвесторов.

И Брешия все-таки получила свою гонку, благодаря местным энтузиастам автоспорта – Аймо Мадджи, Джованни Канестрини, Франко Мазотти и Ренцо Кастаньето. Все они были молоды, богаты, энергичны и помешаны на автомобилях и скорости. После нескольких лет обивания порогов чиновничьих кабинетов им удалось-таки получить разрешение правительства Италии на проведение гонки по обычным дорогам от Брешии до Рима и обратно. Протяженность маршрута составила 1600 километров, то есть, чуть больше тысячи древнеримских миль. Организаторы не стали смущаться небольшой неточностью и так и назвали соревнования – «Тысяча миль». Не совсем соответствует действительности, зато звучит красиво и запоминается легко.

Первая гонка «Милле Милья» стартовала 26 марта 1927 года ровно в 21.00. Цель гонщиков – проехать маршрут, как можно быстрее. И это было не так просто, как кажется. Дороги провинциальной Италии в те времена были не намного лучше наших Карельских – где-то асфальт, где-то гравийка, а где-то и вовсе грунтовка. Трассу на время гонки никогда не перекрывали, поэтому мелкие и крупные катастрофы были неизбежны. Самыми распространенными причинами аварий были столкновения с коровами, лошадьми и телегами. В экипажах не было штурманов, они появились только в 50-х годах. Вторым человеком обычно ехал механик. Редко какая машина тех лет могла проехать 1 600 километров на максимальной скорости без замены резины или ремонта. «Легенд» или «дорожных книг» тогда еще тоже не существовало, поэтому направление движения указывали красными стрелками, которые впоследствии стали символом гонки.

Триумфы и трагедии

 

Первая же «Милле Милья» стала настоящим триумфом для Брешии. Все три призовых места завоевали экипажи автомобилей марки ОМ, производившихся именно в этом городе. В память об этом событии на современной гонке под номером 1 всегда стартует только эта модель.

Но, не смотря на то, что практически все тридцать лет первые места в гонке доставались итальянцам, мировой рекорд скорости принадлежит немецкому автопрому. В 1955-ом году Стирлинг Мосс и его штурман Деннис Дженкинс

он на автомобиле «Мерседес 300 SLR» проехали тысячу миль за 10 часов 7 минут и 4 секунды, их средняя скорость составляла 157 км/ч. Легендарный «рекордный» автомобиль до сих пор каждый год участвует в гонке. И хотя номер участника каждый год меняется, кузов «Мерседеса» всегда украшают крупные ярко-красные цифры 722. Время старта 30 апреля 1955-го года – 7 часов 22 минуты.

Дважды гонку запрещали. И оба раза после крупных катастроф. В 39-ом году в Болонье пилот автомобиля «Лянчия» потерял управление и машина вылетела в толпу зрителей. Десять человек, из них семеро детей, погибли. Возмущенные итальянцы потребовали запрещения автомобильных соревнований на дорогах общего пользования. И, по личному приказу Муссолини, гонку, действительно, запретили. Однако после войны, в 1947 году, «Милле Милья» возобновилась в прежнем виде и просуществовала еще десять лет – до следующей трагедии. Она произошла 12 марта 1957 года в сорока километрах от Брешии. Практически по тому же сценарию, что и первая – виновником стал гонщик команды Ферарри, племянник короля Испании маркиз де Портаго. На скорости 250 км/ч у машины взорвалось колесо и автомобиль на полном ходу вынесло на зрителей, наблюдавших за гонкой. Одиннадцать из них погибли, погиб и экипаж Феррари. Через три дня «Тысяча Миль» оказалась вне закона. И казалось, что на этот раз уже навсегда.

«Автосвидание с юностью»

И все-таки «Милле Милья» сумела возродиться снова. Правда, теперь главной задачей гонщиков стало не показать лучшее время, а просто добраться до финиша. Все-таки 1 600 километров для 50-ти, а то и 80-летних автомобилей не шутка. А чтобы победа не казалась слишком легкой, появилось множество дополнительных заданий на точность, соблюдение скоростного режима и т.д. Но зрителям не так уж важны цели участников. Полюбоваться на редчайшие автомобили, которыми не каждый музей может похвастаться, окунуться в атмосферу праздника, азарта – именно для этого тысячи итальянцев каждый год заблаговременно занимают лучшие места вдоль дорог и терпеливо ждут, когда же на горизонте появятся первые тарахтящие и ревущие раритеты.

Трогательная деталь – в деревнях и маленьких городках по пути следования гонки местные жители выставляют на обочинах все ретро-автомобили, какие могут найти. Выглядит это так, словно маленькие «жучки» и солидные «мерсы», давно уже вышедшие в тираж, с завистью и грустью смотрят на своих более удачливых собратьев. Такое вот получается «автосвидание с юностью». Среди участников экипажи из самых разных стран – преимущественно, конечно, европейцы. Но немало и американцев, есть даже автомобили, доставленные из Японии. Российских номеров мы, увы, не увидели. Но россияне тоже участвуют в «Милле Миллья», хоть и не каждый год. Самым известным широкой публике российским экипажем стали в 2010 году бывший мэр Москвы Юрий Лужков и его супруга Елена Батурина. Они выступали на английском автомобиле «Лагонда» 1936 года выпуска. Правда, рекордов не побили – пришли к финишу 238-ми.

Дорогая демократия

Несмотря на то, что соревнование декларируется как вполне демократичное и доступное для всех желающих, по факту стать его участником более, чем непросто. Главное условие – подходящий автомобиль. Вот тут-то и начинаются сложности. Недостаточно оказаться владельцем ретро-автомобиля, он должен соответствовать целому списку параметров. Он должен быть выпущен в период с 1927 по 1957 годы, иметь паспорт FIVA (международная федерация исторических автомобилей), не подвергаться серьезной реставрации. Кроме того, к участию допускаются только те модели или точно такие же, которые участвовали в оригинальной гонке. Количество мест ограничено –только 375 машин, из них около 50 – музейные экспонаты, еще 40 – автомобили спонсоров, 30-40 – знаменитостей и т.д. В результате, свободных мест остается около ста. И на них каждый год претендуют не меньше восьмисот желающих. Но, судя по личным впечатлениям, могу сказать, что иной раз организаторы «идут на поводу» у публики. В этом году в гонке участвовало немало… малолитражек. «Фиат-500», например, не назовешь очень уж редкой машиной, но он так нравится зрителям! Бодрые попытки крошек-«Фиатов» не отставать от «Порше» и «Феррари» публика неизменно встречала бурными аплодисментами и дружными ободряющими криками. Нередко случается, что к гонке присоединяются и «нелегалы» – те, кто не попал в список официальных участников, просто наклеивают на машины такие же номера и присоединяются на трассе к колонне. Конечно, финишировать на таком автомобиле невозможно, но сорвать свою долю аплодисментов и восторгов публики – запросто.

Минимальная стоимость автомобиля, соответствующего требованиям гонки, как минимум, 300 тысяч евро, максимальная – около 10 миллионов. Это в 3-5 раз выше стоимости аналогичной машины, но выпущенной, скажем, годом раньше или позже. Неудивительно, что вокруг Милле Милья процветает индустрия подделок. Обычно покупателю заявляют, что машина уже участвовала в гонке, предоставляют сфабрикованные фотографии или документы . Вычислить подделку могут только специалисты, поэтому чаще всего правда открывается только в процессе предварительного отбора участников. Европейские и американские миллионеры попадаются на удочку мошенников не хуже среднестатистических обывателей. Говорят, пострадал даже бывший мэр Лужков, когда подыскивал себе подходящий экземпляр. 

Но все это лишь издержки и оправданный риск, считают фанаты «Милле Милья». А если у тебя «бензин в крови», то рисковать тебе сам бог велел, хоть своей головой, хоть деньгами. На то они и гонки.

Наталья ЛЕОНОВА

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий