cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
05/02/2015

Игра в имитацию / The Imitation Game



Режиссер: Морис Тильдум
В ролях: Бенедикт Камбербётч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Марк Стронг, Ли Асквит-Коу, Чарльз Дэнс

    1951 год. Англия. Где-то в пригороде Лондона. Дом профессора математики Алана Тюринга (Бенедикт Камбербётч) обворовывают. Тюринг отнекивается от вопросов и вообще ведет себя крайне странно. Воров находят по горячим следам и оказывается, что одним из любителей чужого добра был профессорский любовник. Британские законы того времени были весьма жестоки: математика обвиняют в оскорблении общественной морали. В ожидании приговора Тюринг вспоминает минувшие дни. 
1940 год. Идет Вторая Мировая. Британское военное командование привлекает лучшие силы и умы для взлома шифровальной машины «Энигма», что, конечно же, станет решающим в победе над нацизмом. Среди призванных Алан Тюринг - выдающийся математик и отец кибернетики. Профессор незамедлительно дерзит начальству (Чарльз Дэнс), сторонится коллег, строчит письмо премьер-министру Черчиллю, в котором просит 100 тысяч фунтов на создание чудо-машины, в итоге получает и заявленную сумму, и неограниченное руководство группой криптографов.

   Для англоязычного дебюта норвежец Мортен Тильдум выбрал действительно захватывающий сюжет: схватку шифровальных команд, сидящих по разные стороны Ла-Манша. В свое распоряжение получил лучших британских актеров разных поколений – от суперпопулярного Бенедикта Камбербётча до супераристократичного Чарльза Дэнса. Учитывая тильдумовскую предыдущую работу - отличный триллер «Охотник за головами» (Hodejegerne) – можно было предположить, что новая история выйдет еще краше. Однако полученную возможность режиссер едва использовал. Начать с того, что как-то уж слишком деликатно опускается тот факт, что до британцев разгадкой шифровальной загадки занимались польские криптографы. И вполне успешно математический гений Тюринг выглядит этаким интеллектуальным великаном, матерым человечищем среди своих коллег. Задачу, выданную британским командованием, по Тильдуму, он решает фактически в одиночку, и при удачно сошедшихся обстоятельствах. Сопереживать профессору в его умственных метаниях, правда, как-то не очень хочется, при всем старании сценаристов и режиссера. Уж слишком высокомерен, бестактен и, кажется, начисто лишен эмпатии. Смягчается профессор лишь с приходом в команду женщины-математика Джоан Кларк (Кира Найтли в этой роли выглядит так, будто вернулась со съемок очередной рекламы).

   В реальности же Тюринг был любим друзьями и коллегами, обаятелен и, как и положено выдающемуся ученому, до некоторой степени рассеян. Свои гомосексуальные предпочтения математик тоже не особо хранил в тайне, за что после войны и поплатился. Наказание же за такую открытость было жестче, чем сообщает фильм. Режиссерская фантазия Тильдума в принципе куда-то подевалась. Для демонстрации якобы безграничного могущества Тюринга сотоварищи он сначала дает диалог героев, в котором мучительная нравственная дилемма – сообщить информацию о готовящемся налете на караван кораблей или нет, дабы немцы не сообразили насчет свершившейся разгадки – решается бестрепетно и хладнокровно. И к этим сценам сразу же монтируются общие планы с взорванными, дымящимися кораблями. Дальше герои выглядят как совершеннейшие властелины войны, без малейших моральных терзаний. Профессор произносит реплики в духе кузнеца из «Формулы любви» – мол, теперь все зависело от нас, весь исход военных действий, включая Сталинградскую битву и высадку союзников в Нормандии. По всему выходит, что Тильдум больше имитирует биографию профессора математики, нежели рассказывает о реально жившем человеке. И это весьма огорчительно, так как фигура Алана Тюринга несомненно заслуживает фактологически более точного  и увлекательного повествования о его жизни.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий