cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
10/12/2013

идиот


идиот
   В Театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Идиот» в постановке Владимира Туманова. Главный режиссер уже выпустил на этой сцене «Детей солнца» и «Дядю Ваню». «Идиот» в этом ряду выглядит абсолютно логичным и ожидаемым. Для инсценировки использовали версию Георгия Товстоногова. Однако данная интерпретация пока берет количеством и в буквальном смысле представляет собой чрезвычайно коллективное творчество: на большинство ролей назначены по два исполнителя, а Рогожина в очередь будут играть и вовсе три актера. Так что, кому на какой состав повезет попасть.
   Глядя на сцену три с лишним часа, складывается впечатление, что режиссер, придумывая рисунки ролей, ориентировался на кинематографическую версию 1958 года, сделанную Иваном Пырьевым. Пожертвовав достаточным количеством текста и персонажей (что, к сожалению, неизбежно при таком хронометраже), Владимир Туманов предлагает взамен краткий конспект жизней главных героев. Партии второстепенных персонажей сводятся к одно-двукратному выходу и нескольким непродолжительным репликам. В итоге же объемность утрачивают почти все, а история, заявленная как миф в философском смысле, ближе к концу совсем уж смахивает на салонную мелодраму «про любовь и кровь». При этом расслабиться не дают ни актерам, ни зрителям. Страсти накаляются, трещат по швам и рвутся в клочья. С повышенных тонов исполнители мало-помалу переходят на истошный крик, а некоторые начинают надрываться с самого начала и не перестают до финала. Женщины выясняют отношения меж собой так, что мужчины не пытаются вмешаться и наблюдают за происходящим на безопасном расстоянии. Вообще же создается впечатление, что некоторые актеры, будучи все-таки актерами хорошими, да и просто честными и порядочными людьми, испытывают неловкость от предложенных им задач. Например, Настасья Филипповна (Екатерина Зорина / Елена Мартыненко) в данном случае – не роковая красавица с несчастной судьбой, а развязная и вульгарная девица с дурными манерами. Актрисе Зориной во вкусе и чувстве меры не откажешь, и это видно в сценах, где ей не надо ни кричать, ни бегать с поднятым подолом, ни прыгать по стульям. Увы, таких эпизодов совсем мало. На лице Аглаи Епанчиной (Екатерина Ряблова / Мария Фефилова)  в лучшем случае отражается пара эмоций. Игорь Бессчастнов в роли Парфена Рогожина мог бы взять темпераментом, однако всё действие наблюдаешь лишь пароксизм чего-то, что, по всей видимости, следует принять за глубокие и сильные переживания. О том, чтобы действительно вжиться в эту роль и речи нет.      Также как нет речи и о какой-то работе над ролью Лебедева. Владимир Бирюков неприятно кривляется, омерзительно подхихикивает, местами напоминая Промокашку из телефильма «Место встречи изменить нельзя». Самое неожиданное решение – приглашение на роль князя Арсения Мыцыка, актера яркого, фактурного, которому предписаны, скорее, роли брутальные. Его Мышкин – славный, трогательный, чудаковатый, однако способный и тумаков обидчику надавать. Такое вот добро, но с кулаками.
   К слову, отсылка к некой мифологии здесь имеется. Художник Елена Дмитракова установила на сцене стену из храмовых полукруглых арок. Этот же арочный мотив повторяется еще в форме спинок стульев и сделанных в них отверстиях. Еще за миф отвечают девочка в бордовом бархатном платье (она же душа, уводящая Настасью Филипповну в загробный мир) и венок полевых цветов (он же – терновый венец), который в самом начале спектакля надевают на княжескую голову. Поведение же  и реакции большинства скорее напоминают склоки на коммунальной кухне или криминальные сходки. Особенно отчетлива последняя ассоциация в сцене именин Настасьи Филипповны. 
   Возможно, создателям «Идиота» движение к своему Достоевскому стоило начать с более камерного сочинения великого русского классика. Потому что пока что делается жаль и актеров, и зрителей.

Театр на Васильевском
Средний проспект, дом 48




Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий