cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
10/07/2015

Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии / En duva satt på en gren och funderade på tillvaron



Режиссер: Рой Андерссон 
В ролях: Хольгер Андерссон, Нильс Вестблум, Виктор Йюлленберг, Лотти Тернрос,
Йонас Ерхольм, Ула Стенссон, Оскар Саломонссон, Матс Рюден, Рогер Ольсен Ликверн

   Дуэт немолодых странствующих продавцов пытается всучить якобы забавные штуки (вампирские клыки, «мешочек смеха», маска дядюшки Однозуба) всем, кому, по их коммивояжерской логике, они могут пригодиться. Однако – безуспешно. Перемещаясь из одного места в другое, они наблюдают массу удивительных событий, в том числе и явление в пивной Карла XII, аккурат перед Полтавской битвой. На глазах у изумленной публики король сначала выдворяет из помещения всех женщин, затем просит водички и игриво разговаривает с молодым, привлекательным барменом.

   Между дебютной «Шведской историей любви» и «Голубем…», пятой картиной Роя Андерссона, лежит дистанция в 45 лет. После разруганного вдрызг «Гилиапа» режиссер ушел работать в коммерческую рекламу. К первой профессии он вернулся лишь в 2000 году, став к тому моменту финансово независимым от каких-либо потрясений. С момента показа «Песен со второго этажа» началась новая и чрезвычайно счастливая жизнь шведского режиссера, который, после ухода Ингмара Бергмана, значится в национальном киноранжире под номером один. 

   Картины Андерссона многонаселенны, повествование похоже на мозаику, кадры статичны, почти нет натурных съемок, чаще всего используются общие планы, а в качестве актеров задействуются непрофессионалы. Главное же за что обожают его работы – мрачный юмор, балансирующий на грани между абсурдом и безумием. То есть то из чего нередко и складывается жизнь обычного человека.  Ключевая же тема «Голубя» - смерть. Уйти из этого мира можно разными путями, но почти всегда это происходит в одиночестве, даже если в это время на кухне кто-то есть. Открывается фильм тремя прологами. В первом мужчина умирает у себя дома, откупоривая бутылку вина. Во втором – трое немолодых детей пытаются вырвать из рук умирающей старушки-матери сумочку с драгоценностями, в которую она вцепилась мертвой хваткой. В третьем -  пассажир корабля умирает, едва заплатив за свой обед, и кассир со стюардами в растерянности предлагают присутствующим разобрать содержимое подноса. Раз уж все оплачено. Покойниками здесь оказываются не только физически умершие, но и еще вполне себе живые люди. Все они глубоко несчастные люди – и продавцы, и гипотетические обладатели вампирской улыбки, и просто прохожие. Все словно придавлены неизмеримым грузом ответственности перед мирозданием. Выражение лиц горестно и сумрачно, отчего появляется ощущение некого разлома сознания. Герои печальны, но продают забавные вещи. Смерть может случиться и при жизни. Эту простую и даже банальную мысль Рой Андерссон доносит до зрителей через размеренно текущее повествование, без назидательности и резонерства. Рекомендовать к просмотру обладателя «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля следует всем – и тем, кто обожает артхаусное кино, и тем, кто предпочитает мейнстрим. С помощью андерссоновских историй, глядишь, удастся уловить и в себе движения подобные тем, что происходят в его персонажах, и успеть остановить их.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий