cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Мединский случай
Общество
Тот самый «День Д»
06/07/2016

Голая леди в борьбе с налогами


Голая леди в борьбе с налогами
«Не потому ль, что я видел на детской картинке
Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой…»

О. Мандельштам

   Легенда про леди Годиву – прекрасную супругу графа Леофрика – одна из самых популярных средневековых легенд. В ней говорится о споре, который возник в июле 1040 года между благородными супругами. Граф пообещал снизить налоги своим подданным в случае, если его любимая жена согласится проехать на лошади через весь город голой. Конечно же, граф был в сильном подпитии, когда такое предложил, а вот леди Годива вина не пила и сильно переживала за народную судьбу, поэтому решила этот спор выиграть. На время воплощения условий спора в жизнь жители Ковентри попрятались по домам, позакрывав все двери и окна. И так как вряд ли леди обладала внешностью, способной распугать все живое в радиусе ста метров, скорее всего, это было сделано, дабы не смотреть и не смущать благочестивую голую леди, что говорит о бесспорном благородстве местных жителей. Правда, и среди них затесалась одна «паршивая овца» в лице подмастерья Тома, который посмел подсматривать за голой Годивой. Но это закончилось для него плохо – кара небес не заставила себя долго ждать, и Том ослеп.

   Надо сказать, что историки не нашли подтверждения тому, что описанные события произошли в действительности. Жития Леофрика с Годивой достаточно подробно описаны в английских летописях, но про поездки одного из супругов по городу в неглиже в них не сказано ни слова. Более того, судя по всему, сам граф был не менее набожен (или более дальновиден), чем его супруга, и львиную долю своих денег и земель потратил на устройство местного бенедиктинского монастыря. Благодаря этому Ковентри из зачуханного поселения быстро превратился в один из крупнейших городов Англии того времени.

   Сама легенда стала иметь хождение, благодаря монаху монастыря святого Албана Роджеру Вендроверу, который впервые упомянул о ней в летописи за 1188 год. В XIII веке король Эдуард I, заинтересовавшись легендой, учинил целое расследование, но оно только добавило загадок. Леофрик действительно отменил налоги для жителей Ковентри, но, как оказалось, произошло это в 1057, то есть спустя аж семнадцать лет после достопамятного проезда леди Годивы по улицам города. Наиболее правдоподобным на сегодняшний день объяснением происхождения легенды выглядит толкование ее через трасформацию местных языческих обрядов в христианские. Еще до вторжения норманнов на месте Ковентри обитало племя саксов – хвике, и сам Леофрик в старинных летописях именовался не иначе как «повелителем хвике». Хвике же в свою очередь, будучи язычниками, почитали своих богов, среди которых была и богиня плодородия Года. В честь нее ежегодно проводились мистерии, сопровождавшиеся шествием, которое возглавлялось обнаженной жрицей и жертвоприношением в виде лошади и красивого молодого юноши (вполне возможно, протипа ослепшего подмастерья Тома). Культ богини Годы долгое время существовал параллельно христианским таинствам, и конечно, можно себе представить как это раздражало местных отцов церкви. Для привлечения паствы чего только не сделаешь, а замена одной легенды на другую в народном сознании представляется одним из самых действенных способов в достижении этой цели.

   Как бы то ни было, но легенда о голой леди, скачущей на лошади, достаточно хорошо прижилась в народной молве, а со временем пустила глубокие корни в мире искусства, литературы и даже астрономии (в честь Годивы назвали астероид – 3018 Годива).
 В Ковентри же леди Годива чтится особо. Помимо памятника, расположенного рядом с городским кафедральным собором и присутствия его изображения на городской печати, каждый июль здесь устраивается общегородской праздник. Фестиваль, посвященный леди Годиве проводится с незапамятных времен и сопровождается карнавалом, уличными шествиями, фейерверками и конкурсом на лучшую леди Годиву. Участниц конкурса, конечно же, не принуждают заниматься стриптизом, а вот наличие достойного платья образца XI века и золотистых волос для претенденток на победу обязательно.

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий