cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
05/10/2012

ФРАНКЕН БАРТОН


ФРАНКЕН БАРТОН

11 октября в прокат выйдет второй в этом году фильм Тима Бартона — «Франкенвини». Pulse решил вспомнить, с чего все начиналось.

Славу большого выдумщика и затейника Тим Бартон заработал еще в юном возрасте, выиграв приз местной мусорной компании за придуманную им афишу. Слава не оставляла его целый год — постер был размещен на всех грузовиках мусорщиков, поощривших только начавший крепнуть талант. Не исключено,

что знакомство с этим занимательным,

но скрытым от большинства миром не прошло даром и в дальнейшем нет-нет, да и отражалось в кинобиографии режиссера. Надо сказать, что кино занимало подростковое воображение ничуть не меньше рисования. В 13 лет Бартон, по собственному сценарию, снял короткую киноверсию уэллсовского «Острова доктора Моро» — «Остров доктора Агора» (The Island of Doctor Agor, 1971). И сам же сыграл главную роль. Через 8 лет серия продолжилась фильмами с не менее заманчивыми названиями — «Гибельный доктор» (Doctor of Doom) и «По следам монстра-сельдерея» (Stalk of the Celery). Параллельно Бартон продолжал совершенствовать навыки художника, для чего поступил в Калифорнийский институт искусств. По окончании получил работу художника-аниматора на студии Уолта Диснея, как тогда происходило со многими выпускниками этого вуза. Диснеевские менеджеры оценили его дар и позволили снять анимационную короткометражку «Винсент» (Vincent, 1982) о мальчике, желавшем походить на актера Винсента Прайса, звезду фильмов категории «Б» 1950-1960-х годов. Наконец, в 1984 году Бартон сделал получасового «Франкенвинни» (Frankenweenie) о погибшей собачке и мальчике, сумевшем вернуть жизнь любимцу при помощи науки. Люди здесь играли в одном кадре с куклами. Но историю сочли слишком мрачной и неподходящей для детей. Что совершенно не смутило актера Пола Рубенса, известного под псевдонимом Пи-Ви Херман (Pee-Wee Herman). Он-то как раз и пришел к Бартону с предложением снять полнометражный фильм имени себя. Бартоновский дебют в большом кино под названием «Большое приключение Пи-Ви» (Pee-wee’s Big Adventure) случился в 1985 году. После этой картины продюсеры, что называется, заметили его, но предлагаемые для постановок сценарии не слишком расходились с «Приключением». В 1988 году Бартону принесли сценарий Майкла МакДауэлла и Уоррена Скаарена. Совершенно дикий по содержанию текст — дешевый хоррор, в котором Битлджус был крылатым и похожим на рептилию чудовищем, намеревавшимся прикончить Лидию, — заворожил режиссера своими визуальными возможностями.

Можно сказать, что с «Битлджуса» (Beetle Juice, 1988) киномир Бартона начал обретать нынче легко узнаваемые внешние признаки. Гигантские строения — башни, замки, дома — здесь погружены в туман и мрак. По стенам тянутся длинные и неясные тени. Бартоновские герои, за редким исключением, одиночки и маргиналы. Будь то худший режиссер всех времен и народов Эд Вуд или гениальное творение изобретателя — Эдвард по прозванию Руки-Ножницы, или молодой констебль Икэбод Крейн, или Лидия Дитц. Сюжеты же бартоновских картин просты и незатейливы до безобразия — из-за чего не всегда случается свести повествовательные концы с концами. Излюбленный жанр Бартона — сказка. И нередко в ее самом страшном изводе. Правда, без дидактического посыла и не всегда со счастливым финалом. Тим Бартон, возможно, один из последних киноромантиков и идеалистов, полагающих что с помощью искусства еще можно воздействовать на мир и людей. Именно потому в его кинолентах герои, не больно привлекательные снаружи (Эдвард Руки-Ножницы, Лидия Дитц), оказываются добрыми внутри. И — наоборот. Киноизображение, визуальная составляющая увлекает его сильнее, чем слово, написанное и сказанное.

Его ленты — это именно рассказы в картинках. Хотя время от времени излишняя концептуальность его фильмов вредит бокс-офису.

Но, несмотря на колебания в голливудской карьере, Бартон до сих пор ухитряется сохранить свою кинематографическую индивидуальность. Его работы всегда узнаваемы. Тим Бартон — киноаутсайдер, умудрившийся превратить это в достоинство и сделать так, чтобы детские грезы, смешанные с черным юмором и ужасами, обеспечили ему место среди самых великих визионеров в истории кино.



Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий