cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
Елена Тюнина. Искусство «Арт-Подготовки» 17/02/2012

Елена Тюнина. Искусство «Арт-Подготовки»


Елена Тюнина, хозяйка и арт-директор DO-галереи, инициатор программы «Арт-Подготовка» и арт-поездок. В преддверии учебного семестра обозреватель PULSE Наталия Эфендиева поговорила с Еленой об образовании для «чайников» и о том, как подготовить сознание к восприятию искусства.

— В начале февраля у многих студентов стартует новый семестр. В твоей галерее* (DO-галерея) он тоже начнется, но чуть раньше. Скажи, пожалуйста, а откуда вообще взялась идея читать лекции по истории искусства, кино, просто истории и т.п. в галерее? Вы же были одними из первых, кто начал просветительскую деятельность?

— Да, кажется, после нас это стало внедряться и в других галереях. И сейчас — это вполне популярное времяпрепровождение. Но, думаю, не потому, что мы были в первых рядах, а потому что идея витала в воздухе. Про лекции мы думали еще на стадии проекта галереи. Понятно, что для выставок, художественных проектов нужны художники, музыканты и т.д. Их можно найти и они всегда откликаются на приглашения. Самая большая проблема — собрать свой круг покупателей. Но из меня торговец не больно хороший. И я подумала — раз не удается никого ни в чем убедить: вот эта картина хорошая, а эта нет, и ее не стоит покупать, то надо, чтобы наши посетители обладали своим мнением на этот счет и что-то да понимали.

— И этот путь — некое образование, которое и позволяет разбираться, понимать, оценивать?

— Да. Образование, пусть даже и общее. Кроме того, это был результат еще и моего жизненного опыта. Я же по первой специальности экономист и долго работала по ней. В какой-то момент я решила все поменять и поступила на искусствоведческий. И жизнь буквально стала иной. Это было абсолютно счастливое состояние. Нашлось то, что останется со мной, никогда не изменит, и в чем очень приятно существовать. А еще поменялся круг общения, что тоже очень важно. И я подумала — раз для меня это оказалось интересно, то наверняка есть еще люди, которым это тоже нужно. Поменять профессию и получать систематическое образование они, например, не могут. А знания по истории искусств приобрести хотели бы. Так эта идея с лекциями и возникла.

— На Theory & Practice про твою галерею пишут, что она квартирного формата. И это чистая правда. Это одновременно жилое пространство и выставочно-лекционное. Как же вы решились на такой небывалый шаг — пускать в дом столько людей и так часто?

— Кстати, это Дима Новик придумал такое определение — галерея домашнего формата. На открытии. Так вот оно и прилипло. Идея, само собой, нетривиальная — запустить в дом много людей. Хотя я размышляла – почему бы и нет!? Если определенным образом все выстроить — что мы теряем? Сначала мы здесь просто жили. Затем наши друзья стали устраивать кинопоказы. Для своих. Ну и я, в общем, поняла — ничего страшного нет. Теперь к нам приходят в назначенное время. Это такая внутренняя установка — сделать так, чтобы люди не приходили без приглашения.

— Галерея открылась в 2006 году и в том же году у вас начались лекции?

— Да, в марте 2006-го состоялась первая выставка — Марины Спивак. А в сентябре запустился проект, который сначала назывался «История искусства для «чайников»: от палеолита до модернизма». Этакий ликбез по истории искусства. Насколько я знаю — аналогов нет, как-то никто не решается браться за такой объем. И чем дольше я его читаю, тем больше понимаю почему. Очень сложно в нужных пропорциях все собрать, чтобы у слушателей выстроилась четкая картина. А чем больше ты узнаешь, тем сложнее что-то оставлять за пределами курса. И всегда в конце остается чувство неудовлетворенности.

— Программа называется «Арт-Подготовка». Название ироничное и остроумное. И крайне удачное - запоминается сразу. Хотя термин-то ассоциируется все-таки с военными действиями. А откуда оно взялось?

— Оно спонтанно возникло. Всплыло сразу. И по смыслу точно передает суть. То есть подготовка сознания к восприятию искусства. Это ни в коем случае не систематическое образование. И вообще не образование, если уж совсем широко смотреть. Это некая просветительская деятельность. Она предполагает, что человек учится воспринимать, видеть и думать на темы искусства, если ему это интересно и нужно. Вот, например, наша «идеология» идеально совпадает с методой Ивана Дмитриевича Чечота. Потому что он учит исключительно восприятию, учит мыслить и получать от этого удовольствие и радость. Он ведь любит вытаскивать какие-то неизвестные имена и через них начинаешь видеть время, эпоху.

— А на кого рассчитан ваш ликбез? На людей, обладающих очень общими знаниями об искусстве? Или на тех, кто хоть что-то да знает?

— Ну, изначально рассчитывали на тех, кто вообще ничего не знают. Хотя найти таких (смеется) затруднительно. Если люди находят время и силы ехать куда-то вечером, после работы, то какая-то база имеется, пусть и небольшая. Но когда я готовила программу, предполагала, что все-таки будут те, кто в жизни занимается чем-то совсем другим. На практике вышло иначе… Если человек как белый лист, он приходит, слушает и у него создается впечатление. Он понимает, что для него более увлекательно, что менее. В какой последовательности и логике развивается искусство. И если прикипает к месту, то начинает ходить и на другие лекции. Далеко не со всеми такое случается… Потому что люди понимают — это тоже работа. А кто-то остается надолго и для него это уже образ жизни. Можно сказать, что мы превратились еще и в некий клуб. Люди находят свою среду и круг общения, чего видимо очень не хватает.

— А после успеха с лекциями, появилась идея арт-поездок?

— Честно говоря, про поездки я даже и не думала. Мне казалось, что все так сложно — надо набрать группу, бронировать билеты, гостиницу, все организовать… Кстати, вот еще важный момент - он прагматический абсолютно. Была такая замечательная мысль — связаться с турагентствами и работать с ними. Чтобы они рекламировали наши курсы среди клиентов. Люди же ездят куда-то… Мы могли бы делать курсы, заточенные под какой-то регион. Но затея не удалась, не выстрелила вообще. С этим же надо работать.

— Но ездить вы все-таки начали?

— На меня вышло турагентство, занимающееся автобусными турами. Они предложили организовывать поездки под нас. Но главное-то — собрать людей. Я заговорила на каком-то занятии и кто-то сказал: «Да поехали. Что мы, 30 человек не наберем!?». И мы поехали. Придумали маршрут «Дорогами пилигримов». Строго разработанный — смотрим только романику и высокую готику. И не отклоняемся от курса. Вот только в пещеры завернули. Когда буквально первые три человека записались, я поняла — теперь уж придется совершать конкретные действия. Тем более, что я не люблю нереализованных планов. И, конечно, первая поездка была незабываемая.

— А когда вы обычно ездите? И сколько раз в году?

— Традиционно — на майские праздники. Это наша самая главная и большая поездка. Сначала она была одна. Потом появились короткие — на один, три дня. Сейчас ездим очень много — в Европу, по области, в Псков. Аппетиты-то растут, желающих становится все больше.

— У вас еще читают петербургские профессора и искусствоведы — Иван Чечот, Евгений Анисимов, Стас Савицкий, Глеб Ершов. Как возникла идея этих лекций?

Сначала были отдельные лекции, выросшие в полноценные циклы. Первый год для меня каждый раз был немножко стресс, потому что волновалась — придут, не придут. Приглашаешь уважаемого человека, а никто не приходит. Но, слава богу, все было в порядке. А затем опасения исчезли и договариваться с лекторами стало значительно легче. Теперь четвергов не хватает. Подключили субботы.

— То есть спрос на знания есть?

— Разумеется. Например, спрашивают: «Когда у нас опять Япония будет?» Думаешь: «Пока спрашивают, надо приглашать». Для меня это тоже интерес и удовольствие. Другое дело — не всегда хватает сил все воспринять и запомнить.

— Вы берете всех лекторов? Или все-таки есть отбор?

— Проверенных всех. Если я приглашаю кого-то из преподавателей, обычно тему выбирают они. Поначалу казалось, что иногда надо название подправить, если звучало как-то не слишком понятно. Слушателей надо же завлекать. А потом бросила, потому что это дело не слишком предсказуемое. Я могу не учесть какие-то факторы. Бывает так, что ходят на конкретных лекторов и слушателям все равно, о чем рассказывают. Иногда кажется какая-то тема никого не заинтересует, а выходит наоборот.

— Вы начинали одними из первых. А как теперь дела обстоят? Сейчас же такая лекционная практика очень распространена. Конкурировать сложнее?

— Я считаю, что сейчас дела обстоят так — чем больше, тем лучше. Если это становится модой, популярным времяпрепровождением, обычным и нормальным для людей, это же здорово.

— У вас есть устоявшаяся программа — лекции, поездки? Но вы же планируете дальше развиваться?

— Планов и всяких идей много и предложений масса. И чем дальше, тем больше. Времени не хватает на все. Вот у меня сейчас один свободный день — воскресенье. И то он часто несвободный бывает, потому что что-нибудь туда да поставим.

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий