cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
02/09/2015

Детство 45-53: А завтра будет счастье


Детство 45-53: А завтра будет счастье    
Режиссер: Анджей Бубень
В ролях: Ольга Белинская, Владимир Бойков, Арсений Воробьев, Юрий Елагин,
Александра Кузнецова, Даша Степанова

   Зрителей проводят в большую просторную комнату на последнем этаже театра «Балтийский дом» и они оказываются в пространстве, где на постаментах и просто на полу стоят и лежат полуразрушенные, ободранные, облезлые статуи и бюсты пионеров. В этот мир разложения и распада вползают на полусогнутых ногах старички и старушки с выбеленными лицами.  Начинается рассказ о детстве, которое пришлось на послевоенное время. Один говорит с восторженными интонациями, другая – тоненьким, срывающимся голосом, шепелевя и дрожа: и от несовпадения формы и содержания внутри все холодеет.

   Анджей Бубень верен текстам Людмилы Улицкой и продолжает адаптировать их к театральной сцене. Ее «Детство 45-53» - часть проекта «Мы родом из школы». Авторы рассказов – обыкновенные люди, не писатели и не журналисты. Тексты бережно собрали, придали им завершенный вид, и вышла серия многочисленных свидетельств ровесников самой Улицкой и тех, кто постарше. В 1970-е годы в исторической науке появилось направление под названием «микроистория». В этом случае специалисты изучают небольшие территории памяти, частные явления и сюжеты, на основе которых определяют тенденции, характерные для общества в целом. «Детство», по сути, та же микроистория,  неофициальная и приватная хроника советского периода. Режиссер помещает шестерых героев спектакля в пространство тотального распада и смерти. Их первый выход – поначалу эксцентрический дальше приобретает трагические обертоны. По окончании истории шестого героя, зрителей приглашают пройти дальше - в тускло освещенный, узкий коридор коммуналки. По одну сторону прохода стена (с семейными и детскими коллективными фото), по другую – комнаты. В каждой – по герою со своим рассказом. Один нависает над зрителями, пристроившись в углу, высоко над полом, другая лежит в ванной и бесконечно повторяет один и тот же текст про расстрелянного после войны дядю Колю. Завершается короткое путешествие в комнате 91. Пока  зрители рассаживаются, можно наблюдать за происходящим в игровом пространстве. А там школьный класс, с деревянными партами, у которых откидываются крышки, куклы и актеры. Это тоже место распада, финальный пункт назначения «Детства», в котором сконцентрируются все оставшиеся истории. В череде холодящих, гнетущих, тягостных сюжетов самым светлым окажется рассказ девочки (Даша Степанова) о похоронах родного отца.

   Речь, конечно же,  о коллективной травме, массовом безумии и отдельных попытках отдельных людей (да, дети тоже люди) сопротивляться творящемуся вокруг кошмару, пусть даже и неосознанно, о ранах такой глубины, что до сих пор остается непонятным удастся ли их когда-нибудь залечить. Пока один из героев рассказывает, остальные то забираются в нижнюю часть двухъярусной кровати, с обеих сторон закрытую решетками, и оказываются словно в клетке, то вывозят тачку с землей и воткнутым в нее крестом, то забираются в шкаф с куклами и от образовавшейся там тесноты никому ни вздохнуть, ни охнуть. Вспоминают больше об окончании войны и годах, проведенных в детдомах, куда отправляли детей врагов народа. Отдельные истории все же остаются внутри словно острые занозы, благодаря отменным актерским работам. Весь спектакль филигранно работает Ольга Белинская, свободно перемещающаяся от гротеска к подлинному трагизму. Юные Арсений Воробьев и Даша Степанова больше склонны к эксцентрике, правда иногда переходят на крик и слишком напирают эмоционально.

   Анджей Бубень минует светлые моменты, и, увы, перебирает с  количеством мрачного.  В какой-то момент понимаешь: по структуре происходящее похоже на монотонно повторяющийся рассказ той самой девушки, которую зрители видели лежащей в ванной. У истерзанных и сломанных людей уже не случится ни жизни, ни счастья. В отличие от книги, здесь никому не оставляют надежды, и это делает спектакль менее сложным и многомерным, чем могло бы быть.

Театр «Балтийский дом»
(812) 232-35-39   
Александровский парк, 4
www.baltic-house.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий