cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
19/12/2014

Что делать


Что делать

Режиссер Андрей Могучий
В ролях: Нина Александрова, Александр Артемов, Ируте Венгалите, Ирина Вилкова, Дмитрий Луговкин, Егор Медведев, Варвара Павлова, Борис Павлович, Яна Савицкая, Андрей Шарков, Антон Шварц, Александр Шишкин, Георгий Штиль, Дмитрий Юшков

   Первая постановка Андрея Могучего на открывшейся в сентябре основной сцене БДТ ожидалась с нетерпением и большим любопытством. Ибо художественный руководитель сделал более чем нетривиальный выбор – роман «Что делать?» Николая Чернышевского, памятного многим еще со школы. Да и как можно забыть школьное сочинение про шестой сон Веры Павловны, «разумный эгоизм» или дискуссии Кирсанова и Лопухова. Тем интереснее было дождаться результата многочисленных усилий. Инсценировку делали  Александр Артемов и Дмитрий Юшков, тандем из Театра «Тру». Затем текст менялся в ходе репетиций. И не сказать, что в конечном итоге авторам удалось преодолеть тяжеловесность первоисточника.

   В партере Большого Драматического Театра установили амфитеатр, дабы публика рассмотрела происходящее на сцене со всей возможной тщательностью. А посмотреть там есть на что. Визуально «Что делать» прекрасен в своей лаконичности. Художник Александр Шишкин оперирует исключительно черно-белой гаммой. Пара цветных пятен появится лишь однажды – после псевдосамоубийства Лопухова (Дмитрий Луговкин) из сценических глубин поднимутся платформы  с художественно раскиданными по ним сухими осенними листьями.  Справа и слева, на месте кулис,  размещены панели черного и белого цвета. Задник делится то по диагонали, то по центру на две части – также черную и белую. На него будет проецироваться хроникальный эпизод из жизни ткацкой фабрики, когда речь пойдет о швейной мастерской, организованной Верой Павловной (Нина Александрова).  Рядом с левой, черной, кулисой сидит камерный хор Festino, исполняющий вокализы, сочиненные Настасьей Хрущевой. На этом изыски не заканчиваются. Всех героев художник одел в черные, ладно сидящие, стильные платья и костюмы, и ходят они по черно-белому же планшету.  Первым на этом планшете появляется Автор (Борис Павлович), который весь спектакль будет пытаться вступить в диалог с публикой. Публика же будет реагировать с разной степени экспрессией и энтузиазмом. Основная функция данного персонажа состоит в том, чтобы разъяснять зрителям чего хотели сказать создатели спектакля на пару с Чернышевским в только что сыгранной главе и чего захотят сказать в следующей.

  Еще Автор - Павлович цитирует отрывки статей Николая Гавриловича: «Ты, публика, добра, очень добра, а потому ты неразборчива и недогадлива. На тебя нельзя положиться, что ты с первых страниц можешь различить, будет ли содержание повести стоить того, чтобы прочесть ее, у тебя плохое чутье, оно нуждается в пособии, а пособий этих два: или имя автора, или эффектность манеры» и так далее.  Попытка отстранения удается лишь частично, ибо когда на сцене появляется, пусть и ненадолго, старшее и среднее поколение труппы – Георгий Штиль, Евгений Чудаков, Ирутэ Венгалите, Сергей Лосев, Андрей Шарков и др. – история о «новых людях» превращается в трогательную мелодраму. Интонационно окрашивая текст, наполняя его смыслом бОльшим, чем предполагал автор, привнося психологию туда, где ее не так уж и много, актеры «старой школы» превращают «Что делать» в настоящее театральное действо. Молодое же поколение дать столько очков вперед пока не может и выкручивается в меру своей одаренности. В итоге же, целая серия тем, всплывающих по ходу развития, так и остается висеть в воздухе. В финале Вера Павловна, воздев руки к небу, произносит: «Я чувствую пустоту». Что чувствуют по окончании зрители – пустоту или красоту – вопрос небезынтересный, но все больше формальный, поскольку захватывающего диалога не получилось.

Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова
(812 )244-10-71     
наб. реки Фонтанки, 65
www.bdt.spb.ru

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий