cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
12/09/2012

Человек случая


Человек случая
Режиссер: Александр Баргман
В ролях: Марина Солопченко, Виталий Коваленко, Людмила Ефимова,
Алексей Мамонов, Марина Лысенко-Петухова

   Поезд «Париж – Франкфурт». Двухместное купе. Сначала там появляется мужчина. Чуть позднее — женщина. Поезд трогается. Герои сидят в безмолвии. За окном мелькают станции, по стенам то и дело пробегают тревожные и трепетные огни и тени. Больше не происходит ничего. Так они и доезжают до конечного пункта назначения. Мужчина — это знаменитый писатель Поль Парски (Виталий Коваленко), внутренне натянутый до предела, раздражительный, желчный. Затянувшееся творческое буксование выводит его из себя, отчего начинают предъявляться претензии к себе, окружающим и миру вообще. Женщину (Марина Солопченко) зовут Марта. Она ничем особо не примечательна, кроме того что является давней поклонницей Парски и его литературы. Не так давно утратившая единственного близкого человека Марта пытается убежать, отключиться от неизбежности свершившегося. Случай сводит вместе этих двоих. Растерянные, страдающие, печальные и опустошенные, они проделывают путешествие из пункта А в пункт В, может быть, надеясь там нащупать новые точки опоры.

   Для новой работы Александр Баргман выбрал не самый известный текст из драматургического списка француженки Ясмины Реза. «Человек случая» (L’Hommeduhasard) написан в 1995–м. Годом раньше Реза написала свою самую известную и популярную на сегодня пьесу — «Арт» (Art). Но разница меж ними удивительная. «Человек» построен как череда внутренних монологов. Собственно, через эту льющуюся бесконечным потоком речь персонажей Реза выражает и собственные муки, внутренние сомнения, терзания, питающие авторскую фантазию. На внешнем, видимом уровне все идет в соответствии с привычным ритуалом путешественника: Поль и Марта заходят в купе, здороваются, располагаются на своих местах, пытаются заговорить и так далее. Поль принимается постукивать пальцами по столу, в ответ начинают стучать колеса. Поезд трогается, и тогда-то начинается подлинное действие — внутреннее. Герои ни разу не пересекутся в пространстве, не окажутся рядом. Со своими партиями Марта и Поль вступают тогда, когда один из них затихает. И каждому есть, что рассказать. Поль Парски язвит в адрес 68-летнего приятеля Юрия, закрутившего роман с японкой, моложе его лет на 20. Ехидные реплики перемежаются с энергичными пассажами по поводу собственных писательских перспектив и размышлениями относительно своего пищеварения. С самого начала писателя сопровождают трое безымянных персонажей (Людмила Ефимова, Алексей Мамонов, Марина Лысенко-Петухова). Они — и поклонники, преданно смотрящие писателю в глаза, и фиксирующие каждый его звук в блокнотиках, и музыканты, и просто молчаливые слуги сцены. Марта вспоминает своего друга Сержа, вместе с которым безвозвратно ушло и прошлое. С иронией рассказывает о брате, имеющем странную привычку 25 лет ходить только по светлым плитам мостовой. Едва ли не в каждой, даже незначительной, фразе слышатся так и не прорвавшиеся наружу боль и горечь. Судьба посылает встречу с человеком, чьи мысли, чувства, ощущения мира полностью совпадают с ее. Так полагает Марта.

   До самого конца. В финале, когда она говорит такие нужные и подспудно ожидаемые им слова, приходишь к мысли — разве можно назвать совпадением то, что два потерянных человека — писатель и одна из его поклонниц — оказываются в одном месте и в одно время!? И понимаешь, что — нет.

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий