cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
13/07/2015

Человек


Человек
Режиссер: Томи Янежич
В ролях: Иван Валерий Дегтярь, Татьяна Бедова, Евгений Чудаков; Нина Александрова, Елена Шварева, Диана Шишляева, Елена Ярема, Екатерина Старателева, Борис Павлович, Антон Шварц, Ольга Ванькова, Юлия Гришаева,
Глафира Лаврова, Иван Кандинов, Егор Медведев

   Пока публика рассаживается по местам, находящаяся на авансцене певица исполняет песни на немецком под аккомпанемент оркестрика. На белом занавесе, отделяющим сцену от передней ее части и зрительного зала, появляются цитаты из книги Виктора Франкла «Сказать жизни: «Да»: опыт психолога в концлагере». Текст этот идет под аккомпанемент голосов – женских и мужских, молодых и пожилых. Что творилось с людьми при посадке в составы, увозящие их безвозвратно, как проходил отбор по прибытии и сколько они еще повторялись, какие чувства при этом переживались и были ли люди способны хоть на какие-то эмоциональные движения.  Тем временем актеры появляются в проходах между рядами и один за другим поднимаются на сцену. Весь рассказ будет вестись от лица заключенного за номером 119104. Больше у него не будет ничего – ни пола, ни имени, ни профессии, ни статуса. Лишь шесть жутких цифр, которыми будут нумероваться то один узник, то другая, то третий. На занавесе появляются слова: «Добро пожаловать!». Эта фраза, как поясняет герой Бориса Павловича, висела на воротах в Аушвиц, то есть в Освенцим. Дальнейшее повествование раскладывается на серию глав «Страх», «Голод», «Искусство в концлагере» и т.д. Эта часть - одна из самых страшных, потому что представить кошмар существования в пространстве тотального зла и смерти хоть как-то да получается – во многом благодаря кинематографу и литературе. Но предположить у человека способность смеяться, танцевать, петь в запредельных для сознания обстоятельствах– практически невозможно. После короткого веселья открывается занавес, а за ним - ослепительно белое пространство,  в глубине которого переступает с ноги на ногу, цокает копытами серый в яблоках конь. Предсмертная ли эта вспышка памяти, фантазия ли истерзанного сознания или воспоминание, в котором смешалось реальное и ирреальное?

   Для инсценировки невероятно откровенного текста Франкла режиссер Томи Янежич выбирает достаточно простые метафоры и образы: конь, которого с двух сторон дергают за узду, пространство, выложенное белым кафелем, на фоне которого очень эффектно смотрятся профили двух пожилых заключенных, вместо полосатых роб, унифицирующих всех и вся – элегантные платья и костюмы по моде 1940-х, вместо бритых голов – аккуратно уложенные прически у актрис и кудрявые шевелюры у актеров. Актеры не играют, а скорее иллюстрируют реплики Автора. «Я должен был долбить землю», - говорит один из героев. И дальше следует короткий этюд на заданную тему. «Там убили моего ребенка и мужа, а вам жаль какие-то молодые ростки», - истошно кричит одна из бывших заключенных и принимается яростно топтать ту самую зеленую поросль.

   Спектакль смонтирован из серии иллюстративных сцен и эпизодов, которые завершаются показом отрывка из лекции Виктора Франкла. Уже немолодой человек рассказывает юным слушателям не об ужасах концлагерей, а о том, что страстно хочет научиться водить самолет. И не это ли самое главное – кроме бесконечной боли, вновь начать ощущать свои желания, осознавать эмоции и чувства?

Большой Драматический Театр им. Г.А.Товстоногова
(812) 244-10-71   
наб. реки Фонтанки, 65
www.bdt.spb.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий