cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Интервью
АЛЕКСЕЙ АЙГИ. БЕЗ ЯРЛЫКОВ
Азия
Иерусалим - город для всех
15/10/2012

CARICATURA NAPOLEONICA


CARICATURA NAPOLEONICA

Ни одна историческая эпоха не была так полно представлена в карикатуре, как эпоха Наполеона Бонапарта. Казалось, что целый ряд талантливых художников сговорился сообща действовать против французского императора. Конец XVIII – начало XIX вв. — время расцвета английской карикатуры, ее «золотой век». Это произошло благодаря беспрецедентной для того времени свободе печати и отсутствию цензуры. (Во Франции, например, карикатуристы преследовались законом, а поэтому выпускали карикатурные листы анонимно). Кроме того, Великобритания стала первой страной, где карикатуру признали искусством.

К концу XVIII столетия в Лондоне было около ста пятидесяти художников-карикатуристов и около ста издателей карикатур. Наиболее успешные из них открывали свои лавки, у витрин которых собирались толпы любопытствующих англичан, обсуждающих последние новости. Издательский рынок наводнили сатирические листы, содержащие оперативный и остроумный отклик на все события, как внутри Соединенного королевства, так и за его пределами. Гравюры обычно раскрашивались акварелью или гуашью, но также продавались и более доступные по цене нераскрашенные оттиски.

В то неспокойное время, когда в Европе происходили революции, низвергались королевские дома, бушевали войны и восстания, карикатура становится выражением общественного мнения, «народным гласом», взывающим к сердцу каждого гражданина. Даже беглый просмотр английских карикатур того времени словно откроет нам душу англичанина; и душа эта полна болью и гневом против несправедливости свершающихся перемен. Все возмущение, бродившее в обществе, выливалось в карикатуры.

Первые карикатуры на Наполеона принадлежат Джеймсу Гиллрею (James Gillray) (1757–1815), который много трудился над созданием шаржированного образа французского Первого консула, а затем императора. Уродливый длинный нос (намек на то, что сует его в чужие дела), невзрачная фигура на тонких ножках в высоких сапогах, — все это было им подчеркнуто, и притом так удачно, что остальные художники тут же стали подражать. Кроме того, именно Гиллрею принадлежит идея изображения Бонапарта в виде лисицы, что символизирует его хитрость и изворотливость. В дальнейшем этот образ получил развитие в карикатурах, где русские казаки травят Наполеона-лисицу собаками. Произошла трансформация образа: коварная лиса, водящая других за нос, стала загнанным зверем, удирающим от погони.

Наполеон прекрасно понимал, что английские карикатуры вредят его престижу великого человека, подмечая его слабые стороны и выставляя их напоказ перед целым светом. Поэтому он крайне негативно относился к карикатурам на свою персону. Ноту за нотой посылал он в Англию, требуя от правительства ограничения свободы печати для карикатуры. Заключая Амьенский мир в 1802 г., Наполеон внес условие, чтобы «пасквилянты», осмеивающие его личность и его деяния, привлекались к судебной ответственности наравне с убийцами. Но это вызвало лишь обратную реакцию: деятельность карикатуристов только усилилась. Чем известнее становилось имя Наполеона Бонапарта, чем большее число народов попадало под его зависимость, тем обличительнее становились карикатуры. Именно в этот период времени английские художники нарекли французского императора ироничным прозвищем «Бони», что на русский язык можно перевести как «Бонапартик» или «Бонапартишка». Английские няни пугают Наполеоном маленьких детей: «Вот придет злой Бони…» Великий человек становится страшилкой, от которой бежит всякое величие…

Исследователи указывают, что шаржи и карикатуры на Наполеона создали новую эру в истории этого рода живописи. В течение многих лет они были объединяющим элементом для всех европейских народов, желавших свергнуть иго тирана.

Во Франции, где жанр карикатуры оформился и получил свое развитие в годы революции, обличительные листы долгое время не касались фигуры Наполеона Бонапарта, всеобщего любимца и выразителя надежд французской нации. Однако как только Наполеон заявил свои планы по превращению Франции из республики в монархию, карикатуристы тотчас осмеяли его замыслы. Особенно неприятна была Бонапарту карикатура «Первый консул», так как она предостерегала французов, которым, по меткому выражению художника, Наполеон сыпал в глаза песок, чтобы незаметно добиться своей цели. Строгая полицейская цензура немедля наложила запрет на печать карикатуры по приказу императора. Этот вид искусства во Франции замер на долгие годы правления Бонапарта.

Совсем иначе обстояло дело в Англии, где помимо Джеймса Гиллрея трудились такие известные карикатуристы, как Айзек (Isaak) (1756–1811) и Джордж Крукшенк (George Cruikshank) (1792–1878), Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson) (1756–1827). Перу Айзека Крукшенка (отца) принадлежат известные карикатуры не только на Наполеона, а также на Французскую директорию, и на русского полководца А. В. Суворова. Благодаря игре слов в английском языке фамилия Суворов — Suwarrow была заменена на Swallow, что означает «глотатель». В этом названии отразилось уважительное, но настороженное отношение англичан к Александру Васильевичу Суворову из-за впечатления, которое он произвел на них еще в итальянскую кампанию против французов. Русские войска так стремительно атаковали французов, что создавалось впечатление, что они их «проглатывают». Сын Айзека Крукшенка, Джордж, в год смерти отца, будучи девятнадцатилетним юношей, создал более двадцати карикатур на Наполеона. В дальнейшем именно он помещал в английских журналах карикатуры русского художника Ивана Теребенева с английскими подписями, не указывая имени автора. Справедливости ради нужно признать, что и русские художники заимствовали типы и художественные образы у англичан.

Стиль английских карикатуристов легко узнаваем даже по фактуре письма: характерные очертания круглых, одновременно словно надутых и вместе с тем воздушных персонажей. Персонажи многочисленны и заполняют все пространство листа. Одни художники рисовали карикатуры по строгим законам театральной мизансцены, другие рисовали фигурки «подвижными», беспрерывно мельтешащими перед глазами зрителя.

Английский писатель У. Теккерей, обозревая в 1854 г. в одном из эссе английские карикатуры былых времен, писал: «Среди этих рисунков было немало таких, что не предназначались для молодых девиц. И все же, сколько сокровищ щедрого английского юмора было в них! Как свирепа была эта сатира, как беспощадно она разила, какие коварные удары она наносила и как часто она пользовалась языком торговок с рыбного рынка…».

В заключение хотелось бы сказать, что английские карикатуристы, поведшие в атаку на Наполеона свои остро заточенные карандаши и перья, несомненно выиграли эту войну еще задолго до Бородина и Ватерлоо. Им вторили художники всей Европы и России, отвечая таким образом тирану за угнетение, лишение свободы и пролитую кровь.

В статье использованы иллюстрации из альбома «Caricatura Napoleonica. — СПб.: Альфарет, 2012. — 6с.: 76л. ил.» www.alfaret.ru

Я. С. Куликовская

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий