cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
10/09/2014

«Быть или не быть» Антуана Фукуа



25 сентября в российский прокат выйдет «Великий уравнитель» (The Equalizer) Антуана Фукуа.
Pulse разбирался с сюжетами и героями Фукуа .


   Синопсис «Уравнителя» обещает следующее: главный герой, спецназовец в отставке (Дензел Вашингтон) вступается за юную девицу (Хлоя Грейс Моретц) и попадает в переплет с участием цэрэушников, поправших основы демократии, билль о правах и пр., и русских бандитов, давно поправших какие бы то ни было основы морали и гуманизма. 

   Бывший клипмейкер Антуан Фукуа начал с того, что в 1998 году снял криминальную драму «Убийцы на замену» про профессионального киллера Джона Ли (Чоу Юн-Фат) и мошенницу – специалистку по подделке документов Мэг Кобурн (Мира Сорвино). Незамысловатый сюжет с лихвой компенсировался морально-нравственными метаниями героев. Не сумев выполнить очередное задание босса – в качестве мести убить сына полицейского, Джон сам становится добычей, утягивая за собой и Мэг. По ходу выясняется -  у него есть мать и сестра и им грозит гибель в ближайшие 24 часа. По ходу сюжета героям приходится решать – оставить ребенка на растерзание новоприбывшим киллерам и мчаться спасать родных или пытаться спасти мальчика, окончательно взбунтовавшись против своих. Ответ, разумеется, очевиден.

   В «Приманке» (Bait, 2000) Алвин (Джейми Фокс), так же как и герои «Убийц», волею обстоятельств оказывается в эпицентре событий.  Грабителя супермаркетов, «короля морепродуктов» (как он сам себя квалифицирует) берут на воровстве королевских креветок. Он оказывается в одной камере с подельником компьютерного гения Бристоля, сумевшего обнести Федеральный золотой запас Манхэттена  на 42 млн. долл. золотыми слитками. Следователь решает ловить Бристоля «на живца» и назначает на эту роль Алвина.  До поры до времени тот воспринимает происходящее как развлечение. Когда Бристоль захватывает в заложники его жену с сыном и грозится угробить 5000 человек, собравшихся на ипподроме, алвиново состояние перестает быть томным. И тут уже не до мильона терзаний: либо убиваешь ты, либо убивают тебя и твоих близких. Поневоле грабителю приходится перейти на сторону системы в лице полиции и службы безопасности ФЗЗ.

   Следующие два фильма - «Тренировочный день» (Training Day, 2001)  и «Слезы солнца» (Tears of the Sun, 2003) – обнаружили склонность Фукуа к мрачным и  философским историям. В обеих картинах герои сражаются уже не столько с некой системой, персонофицированной в полицейских или армейских генералах, сколько с самими собой. И выбор, который они в конечном счете делают равноценен самоубийству. Уличного полицейского Джейка (Итан Хоук) переводят в отдел по борьбе с наркотиками, о чем он давно мечтал. Новобранца пестует опытный детектив Алонзо Харрис (Дензел Вашингтон), который и устраивает ему проверку, двигаясь по кругам лос-анжелесского ада. Одно откровение следует за другим: Харрис заставляет подопечного выкурить косяк, затем они отправляются собирать мзду в алонзовский «фонд», вместе сотоварищи убивают мафиозного бухгалтера и выгребают у того несколько миллионов долларов.  Джейку приходится выбирать – увязать в этой грязи дальше или все-таки остаться прозябать за патрулированием улиц.  Еще драматичнее личный выбор у героя Брюса Уиллиса, прибывшего в Нигерию, в разгар гражданской войны, с заданием вывезти оттуда доктора Лену Кендрикс (Моника Белуччи). Все встает с ног на голову, когда Лена отказывается от эвакуации, не желая бросать своих подопечных. И тогда лейтенант принимает дикое, с точки зрения здравого смысла, решение – попытаться спасти кого можно. Пусть даже ценой собственной жизни и жизни подчиненных.

   На такой же самоубийственный акт идут герои «Короля Артура» - пятой киноработы Фукуа. Отслужив Риму 15 лет, Артур и его друзья получают желанную свободу. Однако на их земли надвигаются полчища саксов и вопрос «биться с врагами или не биться» каждый решает для себя сам. Без стороннего принуждения.

   А вот снайперу Бобби Ли Свэггеру (Марк Уолберг) в «Стрелке» (Shooter, 2007) приходится вернуться к забытому было делу сначала по принуждение, но чуть позже совершенно добровольно. Однажды в его медвежьем углу появляются некие государственные мужи -  с просьбой помочь в предотвращении убийства президента. Бобби соглашается, но вскоре сам превращается в цель – ибо убийство «вешают» на него. И по всему выходит, что бороться с безнадежно прогнившими властными структурами получается лишь в индивидуальном порядке, самостоятельно вынося приговор и карая.  В  «Бруклинских полицейских» (Brooklyn’s Finest, 2009) то же торжество индивидуальностей. Сэл (Итан Хоук) пытается зарабатывать на чем можно и нельзя, Танго (Дон Чидл), работая под прикрытием, проникается симпатией к одному из местных главарей, а Эдди (Ричард Гир) готовится уйти на пенсию. Первые двое движимы личной выгодой и, по мысли авторов, обречены, третий, самый неприхотливый и нетребовательный, давно смирился с тщетностью своих усилий и потому оставляют его в живых. Вышедший на экраны в 2013-м боевик «Падение Олимпа» (Olympus Has Fallen, 2013)  основ жанра не ниспровергает, а все больше повторяет приемы доброй сотни картин в поджанре «американский президент в опасности». Впервые у Фукуа враг появляется извне – в облике целого отряда северокорейских террористов. Впрочем оригинальности в этом решении нет никакой. Герой здесь снова одиночка, лихо порешивший супостатов и спасший как руководителя страны, так и мир во всем мире.

   Если проследить траекторию движения Фукуа как режиссера, то можно предположить, что «Уравнитель» вполне может оказаться равным «Убийцам на замену» и «Тренировочному дню». Вопрос в том, перед каким выбором Антуан Фукуа поставит своего героя на этот раз.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий