cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
09/02/2016

Бесконечный апрель


Бесконечный апрель
Режиссер:Иван Латышев
В ролях:Ефим Каменецкий, Ольга Белявская, Маргарита Бычкова, Елена Андреева, Ольга Арикова, Варвара Светлова

   «Бесконечный апрель» - история нескольких поколений одной петербургской-ленинградской семьи, начавшаяся в квартире на Марата и там же завершившаяся. Действие начинается в первые послереволюционные годы, развивается в 1930-е и 1940-е и оканчивается в наше время. Жильцов квартиры – мальчика Веню и его маму -  «уплотняют», подселив к ним «кухаркину дочку» Гальку с матерью. Дальше все идет по накатанной, так как не раз уже было описано в романах о советском времени, показано в кино и театре: интеллигентные люди молча наблюдают как хамоватые граждане заполняют пространство вокруг, а их самих оттуда последовательно вытесняют. Репрессии, блокада, коммунальный быт и его романтизация, мучительные, на протяжении всей жизни, отношения мальчика из хорошей семьи с девочкой из простой – вряд ли можно было ожидать, что в итоге это собрание стереотипов удастся превратить в тонкий и трогательный спектакль. Однако режиссеру Ивану Латышеву удалось преодолеть мелодраматичную схематичность. Прежде всего, его следует поблагодарить за снайперски точный выбор актера на главную роль. 80-летний Ефим Каменецкий играет все стадии возраста от 10-летнего мальчишки к зрелому мужчине и до дряхлого, умирающего старика и в каждом состоянии находит верные интонации и рисунок. Воспоминания, из которых и складывается рассказ, дарят возможность вновь увидеть красивую и нежную маму, бесцеремонную Гальку, затюканную и потерянную дочку Любу и случайную попутчицу в поезде (замечательно сыгранную Еленой Андреевой). Веня Каменецкого – быстро, в силу внешних обстоятельств, повзрослевший ребенок, так и не успевший наиграться, насладиться детством и отрочеством, мучающийся от того, что так и не свершились мечты и желания. И он недоуменно молча вопрошает – почему так получилось? Выходит, он прошел мимо жены и дочери, пропустил женщину, с которой познакомился в поезде, не заметил собственной жизни, полной страшных событий и потрясений. Но все это словно утекло сквозь пальцы, как песок.

   Партнерши Каменецкого одна другой лучше и удивительнее. Вот Ольга Арикова (мама) с оторопью и страхом наблюдает как Галька (Ольга Белявская) сначала аккуратно, оттопырив мизинец берет предложенные ей леденцы, а осмелев, загребает конфеты горстью. Однако, когда уже совершенно обнаглевшая девица роется в шкатулке и нацепляет на себя жемчужную нить, венина мама демонстрирует и королевскую стать, и королевское благородство, которых никогда не будет ни у Гальки, ни у ее детей. Вот вваливается дочка Люба (бесподобная Маргарита Бычкова), неуклюжая, неловкая, одетая в дурацкие толстые штаны мышиного цвета и свитер. Девочка робко пытается обратить внимание на себя, но родители так заняты разборками друг с другом, что отправляют ее в магазин. Повзрослев, Люба превращается в толстую тетку в сером пальто, осерчавшую на мир, уставшую от мужниных измен и непутевости (как ей кажется) уже своей дочери (Варя Светлова).

   Появляющаяся в финале мама, окликает сына и зовет с собой. Однако мальчик-старик идти с ней не желает. Удрав от нее в очередной раз, он усаживается на лесенке и читает знаменитые пастернаковские строчки: «Но старость - это Рим, который / Взамен турусов и колес / Не читки требует с актера,/ А полной гибели всерьез». А спустя несколько мгновений его печальная, неуютная жизнь наконец-таки завершается.

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
(812) 571-31-02  
Итальянская ул., 19
www.teatrvfk.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий