cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
16/05/2013

БАЛАНСИРУЮЩИЙ ЛУРМАН


БАЛАНСИРУЮЩИЙ ЛУРМАН

16 мая в прокат выходит «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby) База Лурмана. Pulse проследил этапы большого пути австралийского режиссера. Благо несмотря на свои 50, он успел натворить не так уж и много.

Дебютный фильм «Только в танцевальном зале» (Strictly Ballroom, 1992) Баз Лурман снял в 29-летнем возрасте. В мае того же года на Каннском кинофестивале ленте с малоизвестными австралийскими актерами и не слишком оригинальным сюжетом, но зажигательной игрой и танцами ­устроили стоячую овацию, длившуюся почти четверть часа. Картин с мелодраматической и даже трагической фабулой, где танец становился сюжетообразующим элементом, предостаточно. Можно вспомнить «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (1969) Сидни Поллака. Или «Лихорадку субботнего вечера» (1977) Джона Бэдэма. Из последних — «Шаг вперед» (2006) Энн Флетчер. И герои этих фильмов, и многих других рано или поздно вступают в конфликт с установившимися нормами, конвенциями, условностями. Не важно в каких масштабах — какого–то большого сообщества, в отдельном районе или танцзале. Разница лишь в накале страстей и эмоций, которые либо выводят историю на некий обобщаюший уровень, либо оставляют ее там же, откуда она и стартовала. Так и в лурмановском дебюте —  молодой танцор Скотт Хастингс (Пол Меркурио) внезапно начинает сопротивляться привычным бальным па и выделывать непривычные коленца, что вносит в танцевальное сообщество сумятицу и раскол. Поддержку он находит лишь у своей партнерши Фрэн (Тара Моррис) и ее экспрессивного папаши, который и обучает стихийно сложившуюся пару подлинным движениям пасадобля. Зажигательная актерская игра и финальный танец, что называется — наотмашь, позволили непритязательной истории завоевать награду в Каннском молодежном конкурсе и собрать приличную кассу, в том числе и в Штатах.

Тема противостояния двух влюбленных окружающему миру (в чем бы он ни выражался) закономерно продолжилась в «Ромео + Джульетта». Очередная шекспировская экранизация при бюджете в 14,5 млн. долларов собрала в прокате 147 с лишним миллионов. Бешеной популярности способствовало и участие юного Леонардо ди Каприо в роли Ромео, и  пышный, весь в блестках и ярких красках, балансирующий на грани вкуса и безвкусицы визуальный стиль картины, и, конечно же, вечно живые музыкальные композиции — от вагнеровских «Тристана и Изольды» до Des’ree и Radiohead. Шекспировская поэзия, как ни странно, вполне органично звучала из уст отвязных, размахивающих блестящими пушками героев и трепетных, но все ж таки современных героинь. Хотя случались и казусы. Впрочем, благодаря отличной актерской игре случавшиеся огрехи не замечались и прощались.

В «Мулен Руж» (2001) режиссер привычно упаковал историю образца 1899 года в посверкивающую и переливающуюся обертку, влюбленными назначил Николь Кидман и Эвана МакГрегора и заставил исполнять бессмертные хиты ХХ столетия. Местом действия было выбрано — шикарное парижское кабаре с пышными декорациями и костюмами, где дамы носят глубокие декольте и роскошные украшения, а мужчины — сплошь во фраках. Однако, если в первой голливудской работе прием соединить несоединимое сработал, то в истории любви куртизанки Сатин к бедному поэту Кристиану это уже выглядело притянутым за уши, а в отдельных эпизодах — лишенным вкуса и чувства меры. Впрочем, обычные зрители плевать хотели на замечания критиков, в очередной раз подтвердив приверженность простому и без всяких мудреностей искусству.

Несмотря на успех не только кассовый, но и призовой — «Мулен Руж» получил 3 «Золотых глобуса» и 2 премии «Оскар», Лурман взял 7–летнюю паузу и к работе вернулся в 2008 году. Спец в музыкальном жанре попытался снять аналог «Унесенных ветром» на родном ему, австралийском материале, назвав эту работу соответственно «Австралией». Задействовав в главных ролях верную Кидман и Хью Джекмана, режиссер пошел на территорию, прежде ему не знакомую, смешав несколько жанров в одном флаконе. По мере просмотра складывалось впечатление, что в почти 3 часа экранного времени создатели втиснули как минимум три разных фильма — комедию, мелодраму и вестерн. Герои преодолевали подсовываемые судьбой обстоятельства, попутно ссорились, дрались, мирились, и приходили к благостному финалу. Кульминации китчевое зрелище, сочиненное Лурманом, достигало в романтической сцене, снятой на морском бережку на фоне лучей заходящего солнца. Собственно, экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фитцджералда — попытка австралийского режиссера реабилитироваться за неудачу с «Австралией» и возвращение к излюбленному сверкающему и эффектному стилю.

Фильмография База Лурмана:
1. Великий Гэтсби / The Great Gatsby (2013)
2. Австралия / Australia (2008)
3. Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)
4. Ромео + Джульетта / Romeo + Juliet (1996)
5. Только в танцевальном зале / Strictly Ballroom (1992)

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий