cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
19/02/2013

Андерсон, сбивающий с ног


14 февраля в прокат выходит «Мастер» Пола Томаса Андерсона. Pulse ревизовал фильмографию режиссера и попробовал найти в ней общие мотивы.

Первый фильм Пол Андерсон сотворил в 18 лет. Героем любительского мокьюментари, снятого на видеокамеру, стал Дирк Дигглер, порнозвезда 1970-х. Нетривиальность выбора и героя, и сюжета намекала и на незаурядность дара будущего режиссера. «История Дирка Дигглера» (The Dirk Diggler Story, 1988) попала в двухдневную кинопрограмму Нью-Йоркского университета, благодаря чему будущий автор «Ночей в стиле буги» и «Нефти» получил возможность там учиться. Спустя пять лет Андерсон снимает вторую короткометражку «Сигареты и кофе» (Cigarettes & Coffee) и параллельно работает помощником продюсера на съемках рекламы и видеоклипов. Наконец, в 1996 году молодому человеку выпадает шанс снять первую полнометражную работу — «Роковая восьмерка» (Hard Eight, первое название — Sydney). На главные роли режиссер пригласил актеров, с которыми работал и после — Филип Бейкер Холл, Джон Си Рейли и Филип Сеймур Хоффман. Причем Хоффман снялся у Андерсона еще в пяти работах. Собственно, в «Восьмерке» обнаруживаются и визуальные, и сюжетные мотивы, которые в дальнейшем он использует регулярно. В центре истории три героя (двое мужчин и одна женщина). Треугольник, который складывается из этих линий, отнюдь не равнобедренный и не равносторонний. Старший из мужчин берет на себя роль ангела-хранителя того, что помладше, вытаскивает из передряги с шантажом, в которую тот попадает из-за нежной блондинки Клементины (Гвинет Пэлтроу). Первый действует без сомнений и долгих раздумий, если надо убить — убивает. Второй — нервный, нерешительный, на действие если и способен, то лишь под влиянием извне. Такие характеры потом будут встречаться у Андерсона регулярно. Начиная со следующей картины появляется и еще один мотив — в связи с чем напрашивается сравнение с фильмами Роберта Олтмэна — многофигурная композиция, линии которой сходятся к нескольким центральным персонажам. В драме «Ночи в стиле буги» (Boogie Nights, 1997) Андерсон вернулся к своей первой кинопопытке «История Дирка Дигглера» и через историю работников кинопорноиндустрии нарисовал картину 1970-х — когда порнофильмы шли в специально отведенных для них кинотеатрах, когда порнозвезды почитали себя за настоящих кинозвезд. 1970-е с точки зрения Андерсона — время полное теплых и светлых красок, время, когда жили без рефлексий и особых сомнений, наркотики потребляли, как сладости, и веселились до упаду. 1980-е приносят с собой смерть (буквально и метафорически) и мрак — в момент празднования Нового 1981 года один из героев убивает жену с любовником, а после разносит мозги и себе.

В порноиндустрии теперь предпочитают видеокамеру и видеопленку — так дешевле, быстрее и надежнее. Партнеры в работе и жизни расстаются, теряя друг друга из виду. Правда, лишь на время. Пережив ряд трагических перипетий в финале все счастливо воссоединяются. Коммерческий успех «Ночей» (при бюджете в 15 млн долл. фильм собрал 43, 1 млн долл.) позволил Андерсону приступить к съемкам «Магнолии» (Magnolia, 1999). Картина, в которой девять линий — от умирающего отца семейства до гениального мальчика, участвующего в телевикторине — соединяются, переплетаются, пересекаются самым причудливым образом с тем, чтобы в конце концов потерять контроль над своими жизнями. Мистический финал — ливень из лягушек — поначалу смущает и повергает в недоумНефтьение, но для Андерсона это то событие, после которого либо возобновляется прежняя жизнь, либо начинается иная. Иная жизнь начинается для Барри Игана (Адам Сэндлер), младшего брата семи сестер, в «Любви, сбивающей с ног» после знакомства с Леной Леонард (Эмили Уотсон). Эмоциональный шквал сметает прошлое Барри и он открывает, что способен любить и быть любимым. И наконец, в 2007 году настало время для «Нефти» (There will be Blood). Андерсон возвращается к тому с чего начинал — аскетичной сюжетной композиции и минимуму героев. Вот только размах истории и личностей становится по-настоящему эпическим. Время действия охватывает первую треть ХХ века. Два героя — будущий нефтяной магнат Дэвид Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис) и начинающий проповедник Пол Сандэй (Пол Дано) — обуреваемы жаждой править миром с помощью денег либо религии. Противостояние двух одержимых маниакальными идеями (у каждого — своя) мужчин длится на протяжении нескольких десятилетий с переменным успехом. Режиссер фиксирует критические точки жизни Плейнвью и Сандэя, когда характеры обнажаются так, что становится понятно — схватка завершится лишь со смертью одного из соперников.

Фильмы Пола Томаса Андерсона то и дело сравнивают с работами Макса Офюльса и Жана Ренуара, Мартина Скорсезе и Франсуа Трюффо, Роберта Олтмэна и Тима Бартона. Такие сравнения, разумеется, лестны. Однако почти наверняка можно сказать — то будущее, которое прочили режиссеру, давно наступило. И спустя время картины Андерсона вполне могут обрести статус «национального достояния», как это произошло с работами его выдающихся предшественников.

Полнометражные работы Пола Томаса Андерсона:
Мастер (2012) / The Master
Нефть (2007) / There Will Be Blood
Любовь, сбивающая с ног (2002) / Punch-Drunk Love
Магнолия (1999) / Magnolia
Ночи в стиле буги (1997) / Boogie Nights
Роковая восьмерка (1996) / Sydney

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий