cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
20/03/2014

АЛИСА



Режиссер Андрей Могучий
В ролях: Алиса Фрейндлих, Алиса Комарецкая, Валерий Ивченко, Леонид Мозговой, Евгений Чудаков, Геннадий Богачев, Андрей Шарков, Георгий Штиль


   Когда весной прошлого года объявили о том, что новым художественным руководителем БДТ станет Андрей Могучий, общественность заволновалась. Представить, что получится из такого соединения было крайне сложно. Оставалось только ждать. В сентябре прошлого года на пресс-конференции Могучий объявил о постановочных планах театра, где среди прочих значилась и  «Алиса». Сценический текст по мотивам кэрролловской истории сочиняли сам режиссер, драматург Сергей Носов и завлит театра Светлана Щагина.
    «Алиса» очевидно «завязана» на пространстве Каменноостровского театра. Публику выводят через коридорчики и лестничные пролеты на сцену к амфитеатру кресел. Пространство зала, ложи, бенуары, ярусы затянуты белой тканью. С первого шага ассоциаций возникает великое множество. От сказочного, спящего тревожным сном замка до кроличьей норы, куда упала Алиса, и бабушкиной дачи, где диваны и кресла закрывали чем-то таким же светлым до следующего приезда. Появляется Алиса (Алиса Фрейндлих) и все словно воскресает: слышатся уличные звуки, таинственные шорохи, телевизор включается сам собой, где-то эхом отдает вокзальный шум. Проводник требует у Алисы билет, хотя поезд уже давно никуда не идет. Однако привыкший к этому ритуалу железнодорожник повторяет свой вопрос снова и снова. Алиса сокрушенно рассказывает, как непросто живется с таким именем – каждый норовит преподнести либо издание Кэрролла, либо чашку, ложку, тарелку, игрушку и проч. Один за другим возникают  Кролик (Анатолий Петров), Гусеничка (Сергей Лосев), птица Додо (Георгий Штиль), Черная Королева (Ируте Венгалите), Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), Шляпник (Валерий Ивченко). В отличие от литературных героев, над ними время оказалось властно. Все повзрослели, постарели и, кажется, немного повредились в уме. Кролик (повод не важен) вопит: «Просрали! Всё просрали!» и наставляет ружье на Шалтая-Болтая. Шляпник задает Алисе загадку  и недоумевает почему та не может отгадать сущую ерунду. Королева ближе всех оказывается к истине – она задает риторический вопрос повзрослевшей девочке: «Почему ж ты не маленькая?». Все вместе пытаются сообразить что же произошло и вспоминают про море алисиных слез, искупавшись в котором, после носились по кругу. В мрачно-сказочное действие вкраплены реальные блокадные истории, произошедшие с Алисой Бруновной или кем-то другим – не принципиально. Важно, что они еще сильнее подчеркивают фантастичность и абсурдность происходящего.

   Второе действие не менее неожиданно, чем первое. Зрители оказываются в одном пространстве с героями спектакля –  по возвращении в зал, рассаживаются на стулья, кресла, диванчики. Шалтай-Болтай предлагает прилечь рядом с ним на двуспальной кроватке. Правда, никто так и не решается на это. Алисы нет. И всем ее знакомцам приходится рассказывать какие-то истории, где действительность так тесно сплетена с придуманным, что и не разделишь уже. Бывший Кролик оборачивается циничным любовником. Додо – соседом по лестничной клетке, как-то чуть не до обморока испугавшим Алису в лифте. Королева – актрисой и матерью маленькой девочки, которой сначала не успевала дать тепла, а теперь и самой не хватает. Бывший Гусеничка загадывает публике ловкие математические загадки. Опытные, высокопрофессиональные артисты, кажется, немного робеют от откровенного и живого контакта со зрителями. И потому настороженны и напряжены. Публика же с удовольствием откликается на игру, что и требовалось по задумке авторов. Рассказы новых-старых героев словно обнажают их перед присутствующими и звучат пронзительно, отзываясь где-то внутри. Наконец, появляется сама Алиса - усевшись на сцене, наблюдает за действием. Появляется ее двойник. Взрослая Алиса встречается с  девочкой Алисой (Алиса Комарецкая). Круг замыкается.
   Первая постановка, сделанная Могучим в Большом Драматическом, позволяет заключить: к серьезному хирургическому вмешательству новый худрук решил пока не прибегать. Актеры старшего поколения согласились на эксперимент и  испытывают явный интерес и любопытство. Схожие чувства были у кэрролловской героини,когда она шагнула в кроличью нору. А там, как мы знаем, ее ожидала масса захватывающего.

Большой Драматический Театр им. Г.А.Товстоногова
(812) 310-92-42   
пл. Старого театра, 13
www.bdt.spb.ru


Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий