cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
09/07/2014

АЛЕКСЕЙ АЙГИ. БЕЗ ЯРЛЫКОВ


 
   Алексей Айги — российский композитор, скрипач, руководитель ансамбля «4’33».
Озвучивал классические немые фильмы: «Метрополис», «Дом на Трубной», «Счастье», «Девушка с коробкой» и др.  Написал музыку к 40 с лишним фильмам и телесериалам, среди которых «Страна глухих», «Дубровский», «Достоевский», «Доктор Тырса», «Дикое поле», «Любовник», «Каменская» и т. д.

  Ансамбль 4’33» основан в мае 1994 года в Москве. Название коллектива отсылает к одноимённой минималистической пьесе Джона Кейджа, в которой в течение 4 минут 33 секунд пианист не извлекает ни одного звука из инструмента. Ансамбль исполняет как сочинения Айги (с импровизациями), так и музыку Джона Кейджа, Терри Райли, Стива Райха и других авторов. Первые гастроли в Самаре в рамках фестиваля «Европейские дни в Самаре» в 1996 году. В настоящее время гастролирует в России и странах Европы.



   19 июля в Петербург возвращается Международный музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz». В этом году в ЦПКиО на Елагином острове  выступят Snarky Puppy, Hypnotic Brass Ensemble, Моральный кодекс, Optimystica Orchestra, Саша Алмазова и NON CADENZA, а также Алексей Айги с программой»Курёхин: NEXT» и многие другие.

   Программа-перформанс «Курёхин: NEXT» посвящёна шестидесятилетнему юбилею основателя группы «Поп-механика» Сергея Курёхина. На сцену выйдут друзья и коллеги легендарного композитора, артисты и художники современного авангарда. Среди них трубач Вячеслав Гайворонский, контрабасист Владимир Волков, саксофонисты Алексей Круглов и Сергей Летов, и другие. Музыка Сергея Курёхина прозвучит в сопровождении симфонического оркестра под управлением композитора и скрипача Алексея Айги. Ему Pulse задал несколько вопросов о предстоящем событии и о киномузыке вообще.




- Первую  музыку для кино вы написали к немой картине Александра Медведкина «Счастье» (1934) . Позднее были партитуры к «Дому на Трубной», «Кабинету доктора Калигари», «Метрополису» и др. А идея с фильмом Медведкина откуда появилась?

- Первая музыка к «немому» фильму была к «Метрополису» Фрица Ланга. Изначальная идея была не моя - это был заказ от немецкого «Гете-Института» для фестиваля «Берлин-Москва». Вообще, все работы к «немому» кино, как и к звуковому заказные, так как это сложный и кропотливый труд, большой объем музыки, работа под уже смонтированный фильм.

- Разница между немым и звуковым кино ощутима. В том что касается художественного языка и выразительных средств. Сколь сильно эти различия влияют при создании музыки?


- Естественно, при работе над «немым» кино есть немного больше свободы, так как в звуковом фильме кроме музыки есть, естественно, диалоги, ну и шумы занимают большое место. Это все необходимо учитывать, музыка иногда должна просто «лавировать» между репликами.


- В некоторых статьях вас называют русским Филиппом Глассом. Эта аналогия по отношению к вам насколько точна и верна?

- Меня кем только не называли. Наши СМИ не могут не привязать кого-то к чему-то. Просто понять, что есть российская музыка, они не могут. С Глассом меня связывает очень мало, как и с остальными композиторами-минималистами.

- Когда тот или иной кинорежиссер предлагает написать музыку к его фильму что становится решающим для выбора – материал с которым придется работать, личность режиссера или общий замысел?
 
- Может быть все что угодно. Конечно самое главное — уже отснятый материал.

 
- Бывали ли случаи, когда вы не принимали предложение о работе в кино по идейным соображениям?

- Конечно, такие случаи бывали. Хотя достаточно редко.

- Прежде в советском кино, европейском, американском складывались тандемы «режиссер - композитор». Сейчас такое сотрудничество встречается реже. Вы начинали с работы с Валерием Тодоровским, затем сделали по три картины с Андреем Прошкиным, Владимиром Хотиненко, Александром Вартановым. Можно сказать, что это «ваши» режиссеры? Или иметь «своего» режиссера не столь уж принципиально?


- Так получается, что композиторы делают больше фильмов чем режиссеры, так что работать только на кого-то одного просто невозможно. С Прошкиным, с Хотиненко и с Вартановым у нас сложились тандемы, и хотелось бы чтобы сотрудничество сохранялось. При этом все трое работают в совершенно разной манере — Хотиненко дает больше свободы, только чуть направляя общее движение, Прошкин ест печень на протяжении всего процесса, Вартанов печень не ест, он ест мозг. Еще я сделал уже три фильма с французским режиссером Паскалем Боницером, ну и с гаитянским режиссером (да, там тоже снимают!) Раулем Пеком мы делаем уже четвертый проект.

- Вы регулярно сотрудничаете с отечественными режиссерами среднего и старшего поколения. А начинающие, молодые режиссеры вам вообще не предлагают поработать вместе?

- Тот же Вартанов еще совсем молодой режиссер. С начинающими режиссерами сейчас начинает складываться, во всяком случае предложения есть. Кстати, только что написал музыку к фильму «Саранча» Егора Баранова, ему всего 25 лет, хотя он уже давно не начинающий - снял штук пять фильмов.

- Ваша известность как кинокомпозитора больше препятствует или помогает в концертной работе и продвижении музыки, написанной независимо от работы в кино?

- Концертной работе скорее помогает, так как имя на слуху. А с другой музыкой, возможно, есть проблемы, так как все хотят приклеить ярлык «кинокомпозитора», но он, надеюсь, отклеивается время от времени.

 
- На петербургском фестивале «Усадьба Jazz» вы исполните киномузыку Сергея Курёхина. В его фильмографии 20 кинокартин. Были какие-то жанровые предпочтения  в выборе? Или взяли самые известные его работы? Вроде «Трагедии в стиле рок», «Господин оформитель», «Два капитана два» и т.п.

- В первую очередь я ориентировался на ту музыку, которая мне нравилась самому. Так как я поклонник саундтрека к «Оформителю», то, естественно, что оттуда будет довольно много музыки. Кстати, кроме киномузыки будет и часть композиций, написанных Сергеем для концертов «Поп-механики».

- Когда сравнивают московскую и петербургскую публику, то про вторую говорят, что она «какая-то особенная». На петербургской «Усадьбе» вы будете выступать впервые, хотя  концертировали в нашем городе уже не раз. Могли бы вы сформулировать в чем для вас состоит особенность петербургских поклонников музыки? Если, конечно, у вас есть это ощущение…

- Особенная публика, скорее, в Японии. И на питерской «Усадьбе» мы уже выступали года три назад. Вообще, так сложилось, что в Питере мы выступали чуть ли не перед большей аудиторией чем в Москве — кроме «Усадьбы» еще был концерт на день города на Дворцовой площади и еще пара опен-эйров. Если же говорить про клубную публику, то она, по сравнению с московской, более закрытая.



Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий