cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
16/10/2014

Воспоминания будущего


 Воспоминания будущего

Режиссер: Валерий Фокин
В ролях: Петр Семак / Дмитрий Лысенков, Николай Мартон, Елена Вожакина, Виктор Шуралёв, Галина Карелина, Полина Теплякова, Василиса Алексеева, Юрий Цветов, Виктор Семеновский, Ирина Лепешенкова, Сергей Еликов, Галина Веретельникова

   Обращение Валерия Фокина к  лермонтовской пьесе и – в большей степени –  «Маскараду» 1917 года логично и естественно, ибо Мейерхольдом художественный руководитель Александринского театра занимается давно и основательно. Тем более, что в 2014 году отыскалось сразу два повода для постановки: 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова и 140 лет – Всеволода Мейерхольда.

   Следует сразу предупредить – не обладая даже общими знаниями о постановке революционной эпохи и драматического текста, вникать в происходящее будет довольно тяжело. И восприниматься оно будет скорее как серия красивых картинок. Фокин убрал персонажей второго плана: Казарина, Шприха и даже баронессу Штраль, двигающую сюжет вперед. Оставил Неизвестного (Николай Мартон), князя Звездича (Виктор Шуралев), и, разумеется, Арбенина (его в очередь играют Дмитрий Лысенков и Петр Семак) с Ниной (Елена Вожакина). В начале спектакля из зала выходит Николай Мартон, поднимается на сцену, и, скрестив руки на груди, поворачивается спиной к зрителям. Спустя короткое время он разворачивается обратно и на лице его венецианская маска. В такой же маске из сценического люка поднимается двойник Неизвестного и одновременно с его появлением в боковой ложе начинаются ахи, вздохи и всхлипывания дам в черном. Дальше на протяжении всего спектакля из сценических трюмов будут выезжать и уезжать обратно музейные стеклянные боксы с костюмами масок, когда-то придуманных художником Александром Головиным. По ходу действия они оживают, принимаются танцевать, разыгрывают пантомиму о потерянном браслете, беснуются под рок-композицию (в витринах в это время скачут и извиваются два персонажа, разукрашенные под группу Kiss). Связь времен в «Воспоминании» пытаются установить через сценографию и звуковое оформление спектакля: потрясающие головинские занавесы сменяют друг друга, согласно партитуре столетней давности; лакеи (привет мейерхольдовским арапчатам) на глазах у публики меняют меблировку; в глубине сцены, на задник проецируют черно-белые кадры зала и звучит уникальная запись – голос Юрия Юрьева, мейерхольдовского Арбенина. Его реплики подхватывает Арбенин современный в исполнении Петра Семака, которому отлично удаются именно мейерхольдовско-лермонтовские эпизоды.  Иначе - с Ниной. Елена Вожакина произносит текст в преувеличенной театральной манере, обращаясь вроде бы к своему партнеру, однако весь спектакль не покидает ощущение, что существует актриса сама по себе. Зато прекрасный дуэт складывается у Петра Семака с Николаем Мартоном. Еще один мостик в современность перекидывается в интермедии перед вторым действием. На авансцену выходит артист Семак и почти без интонаций, рассказывает историю некоего гражданина, зарезавшего и разделавшего свою жену, «а детям сказал, что их мама в командировку уехала». Сюрреалистическое безумие продолжается и во втором акте – здесь режиссер сосредоточивается на арбенинских душевных терзаниях и фантазиях, порождаемых его измученным сознанием.

   Парадокс, заложенный в названии, распространяется на весь спектакль. Попытка соединить несоединимое и сочетать несочетаемое, безусловно, достойна уважения. Но пока «Воспоминания» больше доставляют эстетическую радость и дают возможность поразгадывать интеллектуальные шарады, а не держат в напряжении, как и положено такой драматургии.

Александринский театр
+ 7 (812) 710-41-03    
Площадь Островского, д.6
www.alexandrinsky.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий