cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
10/12/2013

грязь/Filth


 грязь/Filth
   Некогда отличник и передовик полицейской службы Брюс Робертсон (МакЭвой) нынче занимает место, наиболее точно определяемое знаменитой фрашкой Станислава Ежи Леца: «Он думал, что достиг дна, но тут снизу постучали». Робертсон, которому поручают дело об очередном убийстве, использует обстоятельства исключительно для собственного блага. Благо же представляется ему следующим образом: трахать всех баб, попадающихся на пути, подставлять коллег ради собственного продвижения в карьере, а работоспособность организма поддерживать наркотиками и виски, потребляемыми в промышленных масштабах. Последнее, правда, несколько снижает сообразительность и изворотливость, ибо время от времени герой пребывает в наркотическо-алкоголическом бреду. Хотя история от этого становится только увлекательнее.
   Шотландского писателя номер один экранизируют не то, чтобы редко. Проза Ирвина Уэлша, где часть происходящего скачет и носится в сознании героя, а часть – в реальности, и, в конце концов, они сливаются так, что и не разобраться, требует чрезвычайно аккуратного подхода. До сих пор самой успешной экранизацией справедливо считался фильм «На игле» (Traihspotting, 1996)
   Д. Бойла с Эваном МакГрегором в главной роли. Теперь, похоже, это звание перейдет к Джону С. Бейрду, для которого «Грязь» - всего лишь вторая полнометражная работа. Бейрд, к слову, в определенном смысле наследует «Соломенным псам» С. Пекинпа, у которого англичане в итоге оказывались взбесившимися животными. Здесь шотландский режиссер издевается над соотечественниками так, что только диву даешься. В поле зрения камеры попадают вечно пьяные, отвратительные, грязные, злые.
   Гордые шотландцы превратились в массу копошащихся в дерьме насекомых.
   И Робертсон – худший их представитель. Во время просмотра немедленно вспоминается и «Плохой лейтенант» А. Феррары. Но даже герою Х. Кейтеля далеко до «славных дел» макэвоевского персонажа. Этот бестрепетно «сливает» полицейского-гомосексуалиста своим коллегам-гомофобам, названивает жене местного бухгалтера с гадостными намеками, мордует бездомных, регулярно набирается до положения риз и развлекается с проститутками, реализуя свои перверсивные фантазии. В общем, живет по принципу «можешь урвать – рви, чтоб не досталось кому-нибудь другому». МакЭвой, больше известный по ролям в романтических «Пенелопе», «Искуплении», «Джейн Остин», а также в эпохальном боевике Бекмамбетова «Особо опасен», и меньше – по участию, к примеру, в «Последнем короле Шотландии» и «Золотой молодежи», здесь демонстрирует способность к удивительной трансформации. Обороты актер наращивает постепенно – от одной мелкой пакости к другой. Он неуловимо меняется, словно покрываясь той самой грязью, которой облеплены мостовые и стены домов. Даже цвет глаз непостижимым образом становится другим. Его Робертсон прекрасно разбирается в человеческих душах и слабостях, и ловко это качество использует.
   Общее впечатление безудержного цинизма и повального оскотинивания несколько подпорчивает душеспасительный финал. Впрочем, после выхода с сеанса в голове бьется ровно та же мысль, появляющаяся по ходу чтения романа: реальность – штука дерьмовая, и какие уж тут сантименты. А значит, Бейрд верно подобрал ключи к уэлшевской истории.    


Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий